1. Моя Слобода
  2. Город
  3. Обзоры
  4. События
  5. Мавзолей блохи, Левша и Ктулху: в Туле открылся новый музей «Нимфозориум» - MySlo.ru

Мавзолей блохи, Левша и Ктулху: в Туле открылся новый музей «Нимфозориум»

Необычная экспозиция появилась на ул. Металлистов. 

Художественный проект этого необычного культурного пространства выполнен российским архитектором Евгением Ассом.

Отправной точкой при формирования нового пространства послужил курьёзный экспонат «Блоха тульская подкованная». Это — миниатюра, сделанная токарем-умельцем Николаем Алдуниным в 2002 году по мотивам известного литературного произведения «Левша» Николая Лескова. 

Выставка внешне весьма компактна и занимает всего три зала. Сначала может показаться, что экспонаты несут лишь прямолинейную информацию. Однако стоит только начать не спеша и в удовольствие читать все, что предлагает выставка, вы удивитесь ее многослойности и образности.

В ней зашит огромный пласт самой разной информации, переплетающейся с современностью.

Недаром произведение Лескова до сих пор остается во многом актуальным. 

Один из залов всецело принадлежит центральному экспонату — блохе, подковы которой можно разглядеть в микроскоп. Плотно красные стены зала в сочетании с подсветкой напоминают мавзолей.

_DZY7454.JPG

К слову, блоха настоящая.

Денис Бычихин, специалист по связям с общественностью ТИАМа:

_DZY7523.JPG

— Этот музей назван «Нимфозориум» в честь нимфозории – сказочной английской блохи. В сказе о Левше это слово встречается в тексте 14 раз. Его употребляют как правило представители элиты. Это действительно имеет историческую подоплеку: в то время модным светским развлечением было разглядывание чего-нибудь в микроскоп. Лесковский рассказчик назвал блоху нимфозорией. Тут можно разглядеть два слова: нимфа и инфузория. «Инфузория» — очень популярное иностранное слово во времена Лескова. Второе слово — «нимфа».

Мы предполагаем, что эти два слова скрестились в устах рассказчика, потому инфузория — это микроскопический объект, который видно лишь в микроскоп, а нимфа — это мифологическое невидимое существо, любящее танцевать. А мы помним, что в сказе блоха танцевала весьма витиеватые танцы. 

Слова становятся абсолютной доминантой экспозиции в большом зеленом зале музея. Его цвет прямо перекликается с кабинетным, министерским сукном. По стенам развешан алфавит — это глоссарий сказа о Левше. Букв тут много,  отчасти внешне всё это напоминает некую канцелярию.

_DZY7485.JPG

— Здесь источник знания — литературный артефакт произведения. Свитки на стенах дают расширенный комментарий по тем позициям, которые мы решили выделить, взяв их из произведения, — добавляет Денис Бычихин.

— Идея в том, что в свое время Мандельштам сказал, что любое слово является пучком, смысл из него торчит в разные стороны, а не устремляется в одну официальную точку.

Весь музей задуман как попытка распутать смыслы, оставленные Лесковым в сказе о Левше.

Выставка построена по принципу глоссария — словаря. Здесь каждому герою из сказа дается сопроводительный комментарий. Чаще всего он сделан в формате «А как было на самом деле?». Например, интересный факт, что визит Александра I в Англию на самом деле был не после Венского конгресса, а за три месяца до. Реалии этого визита не совпадают с теми, что описал Лесков. Например, карета Александра I долго добиралась до Лондона, потому что благодарные англичане постоянно распрягали ее и тащили на себе. В реальности этого не было. Сопровождавший императора казак Платов никогда не общался с Николаем I, как написано в сказе, потому что реальный Платов умер до воцарения Николая I. Обо всем этом можно узнать на выставке. 

Несмотря на то, что в этой части экспозиции главенствует именно текст, россыпь экспонатов добавляет фактуры, чтобы было, за что зацепиться воображению.

Подкованная блоха в сказе Лескова — это выдумка. Но сама идея, которую высказал Лесков, пробудила творческий импульс во многих людях. Кто-то брался померяться мастерством с лесковским Левшой, творческая фантазия других и вовсе вывела ее на новый уровень. 

Блоха в некоторых частях экспозиции выходит далеко за пределы классического образа и являет собой символ научпопа и стимпанка.

Это в том числе проявляется в третьем зале. Эта часть экспозиции отказывается от буквенного выражения и предлагает посетителям остаться один на один со зрительными образами.

В этом зале размещены комиксы, нарисованные по мотивам сказа о Левше тульским художником Артёмом Лоскотом. Но и здесь все не так просто, как кажется на первый взгляд!

_DZY7563.JPG

— Это иллюстрации о визите атамана Платова в Лондон в 1814 году вместе с Александром I, — рассказывает Артем. — Цари всегда медийные личности. Но Платов на тот момент был просто рок-звездой. 

Иллюстративный рассказ стилистически сделан в форме шпионского фотоотчета. На данный момент некоторые картинки пока не открыты — они засекречены. Первого кадра пока не видно, но есть иллюстрация о том, как публика встретила Платова.

Это референс, суммированное изображение из нескольких изображений визита Битлз в Лондон.

_DZY7548.JPG

Позы, которые принимают полицейские, срисованы с констеблей одного из «битловских» фото.

Снимок.JPG

Однако, если присмотреться, то на рисунке можно найти зомби, динозавра-велоцираптора, робота. Всё это так или иначе связано с Лондоном и громоздится над историческими фактами. Здесь и теории заговора, и рептилоиды, и много чего еще: понять логику непросто, но всё это жутко интересно.   

Другая иллюстрация посвящена коню Платова – Леониду, который победил в престижных скачках. На иллюстрации наездник вроде как в прыжке, но с другой стороны поза напоминает скейтера. Особенность этого изображения в том, что «фото» еще не полностью проявлено. Со временем на нем будут изображены еще и ликующие зрители. 

_DZY7554.JPG

Улицы Лондона доступны зрителям глазами Платова. Он стоит посреди улицы с пивной кружкой в руках, глаза частично «залиты», поэтому у него все вокруг фантасмагорическое или вовсе слегка недорисованное.

Если внимательно рассмотреть изображение, то найдете на нем Фродо и Бильбо Бэггинса, молодого Пола Маккартни, Ктулху Лавкрафта, вывеску Молочный бар Korova из романа Бёрджесса «Заводной апельсин», слепого мальчика с царапиной в виде Y на лбу, не до конца прорисованный Монти Пайтон из Министерства глупой походки и многие другие.

Все персонажи на этом изображении являются в своем роде иллюстрированной цитатой и имеют отношение к Лондону. 

Отдельного описания достоен тут каждый кадр комикса, детальная прорисовка которого дарит зрителю эстетическое наслаждение. Над этим большим проектом Артём Лоскот работал больше года.

В целом, стратегия «Нимфозориума» предполагает изучение и интерпретацию текста и контекста «Левши» средствами современной культуры, приглашение к тщательному прочтению и непредвзятым размышлениям о его замысле. 

Музей планирует отказаться от классической постоянной экспозиции, предложив посетителям пространство-трансформер, в котором вокруг центрального экспоната — подкованной блохи — будут разворачиваться новые истории-выставки.

По мнению одного из кураторов выставки Армена Аганесова, таинственность, странность, ироничность, артистизм представляются самыми подходящими «ключиками» для концептуального решения будущих выставок и нового музея в целом.

Нимфозориум (Тула, ул. Металлистов, 19).

Вторник – воскресенье c 10:00 до 20:00.

Телефон для справок: +7 (4872) 70-40-58.

Главные новости за день в нашем паблике ВКонтакте

Перейти во ВКонтакте

19 мая 2023, в 17:51 +3

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.
Места, штрафы, правила: где и как можно пожарить шашлыки в Туле
Места, штрафы, правила: где и как можно пожарить шашлыки в Туле
Шесть проверенных рецептов вкусных шашлыков от туляков
Шесть проверенных рецептов вкусных шашлыков от туляков