1. Моя Слобода
  2. Город
  3. Обзоры
  4. События
  5. Репортаж с «Автострады 2024» в Туле: 1000 автомобилей, тюнинг и море ретро - MySlo.ru
Фото автора и Екатерины Беловой.

Репортаж с «Автострады 2024» в Туле: 1000 автомобилей, тюнинг и море ретро

Центр города принял самый большой в России слёт владельцев автомобильной и мотоциклетной экзотики. Это стоило посмотреть!

«Ай какая красавица! Я иду к тебе! Сфотографируйте меня срочно с ней!» — молодой мужчина, буквально как ребенок восторгается идеальной «Чайкой» 60-х годов. «Пап, смотри, какая!» — мальчик тянет за руку отца к старинному BMW. Зрители восхищаются буквально каждым ретро-автомобилем в Тульском кремле: сегодня каждый уголок здесь — история. Ретро-выставка — одна из главных частей масштабного фестиваля «Автострада-2024», который прошел 8 июня в Туле. В этом году фестиваль празднует 20-летие.

Что такое «Автострада»? Это максимальная концентрация любителей автомобилей, старых и новых в самом сердце нашего города. Это тюнинг и автозвук, аэрография и байкеры и, конечно, море ретро. Люди приехали из разных уголков страны, тульских автолюбителей тоже оказалось в достатке. На Менделеевской открыли настоящую автобарахолку: десятки сверкающих ретро-фар, госномеров, моделей, значков и вымпелов. И всё это — под «Катюшу» и другие «старые песни о главном».

— В этом году фестиваль превзошел сам себя, — рассказывает один из организаторов Виталий Хадарцев.

Виталий Хадарцев

— Самое крутое на «Автостраде 2024» — рекордное количество участников ретро-секции. В 2021 году, когда фестиваль проходил последний раз, было 425 машин, сейчас — более 630. То есть общее количество экспонатов перевалило за 1000! Мы связываем это с тем, что люди изголодались по позитиву. Ну и, думаю, соскучились, ведь фестиваль два года не проводился. Интересные экспонаты представлены на ретро-выставке в кремле. Среди выставленных экземпляров автомобили до 1990 года выпуска: отечественные ГАЗовские «Волги», «Чайки», «Победы», автомобили выпуска заводов АЗЛК, ЗАЗ и ВАЗ, авто зарубежных производителей: широкая линейка Mercedes, BMW, всех марок европейских американских и японских разных годов выпуска середины прошлого века. Редкие экземпляры выставили и коллекционеры мотоциклов. 

«Автострада» — это фестиваль автомобильных увлечений, и она открыта для всех. Но требования к участникам все же были: для ретро экспозиции автомобиль должен был соответствовать году выпуска или периоду, находиться в хорошем выставочном состоянии. Для тюнинга — должен быть достаточно доработан. Организаторы вместе с ГАИ пропагандируют закон и безопасность, поэтому принято, чтобы тюнингованные автомобили соответствовали правилам и были надлежащим образом зарегистрированы.

Традиционно участники «Автострады» — люди разных возрастов, профессий и достатка. Есть 18-летние автолюбители, купившие старенький «москвичок» и вложившие в него пусть не деньги, а душу. Есть маститые коллекционеры, у которых десятки ретро-автомобилей. В фестивале участвуют даже целые автомузеи. Их объединяет одно — это очень увлеченные люди. 

Вместе с открытием фестиваля с площади Ленина стартовало ралли исторических автомобилей в рамках третьего этапа кубка Российской автомобильной федерации, кубка «Наследие» и кубка RODIS.

Ралли открыл легендарный тульский Ford T 1924 года выпуска. Самому старому тульскому автомобилю в этом году исполнилось 100 лет!

DSC00074.jpg

Ралли посвящено 195-летию Льва Толстого, и одной из точек стала Ясная Поляна. Трасса в 90 км прошла по городским улицам, финиш — в Щекино. В этом году ралли собрало 50 участников.

Ралли — это не просто прокатиться по городским улицам и трассам, это довольно популярный вид автомобильного спорта в ретро среде. Участники едут по дорожным книгам с заданиями, в которых зашифрованы контрольные точки. Нужно разгадать место, приехать туда не раньше и не позже назначенного времени, иначе штрафные баллы не заставят себя ждать! Предусмотрена и оценка водительского мастерства.

Андрей Паньковский, председатель Комитета классических автомобилей Российской Автомобильной Федерации:

Андрей Паньковский

— Сегодняшнее ралли — это официальные соревнования, и экипаж, ставший победителем, фактически становится чемпионом Российской Федерации в ралли на классических автомобилях. Классический автомобиль должен быть возрастом 30+, с оригинальным двигателем, кузовом и рамой, который соответствует всем требованиям к аутентичности. Участники ралли соревнуются в навигации (оказаться в нужном месте…), хронометрии (…в нужное время). Третья дисциплина — это водительское мастерство. Экипаж должен проехать правильно слалом, наехать на пластиковые стаканчики, «зависнуть бампером» над стоп-линией, — то есть масса разных непростых упражнений.

— Тула у Российской Автомобильной Федерации — одно из любимейших мест, куда наши участники всегда приезжают с огромным удовольствием. Наши ралли — это не просто спорт, но еще и туризм. В некоторых точках участников ждут экскурсии. Пусть коротко, пусть фрагментарно, но для нас важно, что мы открываем людям красивые места с историей. Чтобы люди «укололись» этой красотой, эстетикой. А потом возвращались в это место со своими семьями. Например, сегодня, такой точкой стала Ясная Поляна.

Для нас очень важна именно семейная история, и мы за нее, как молодёжь выражается, топим.

Потому что вся тема, связанная с ретро-автомобилями объединяет поколения. Это не просто семейные традиции, общение в семье. Это именно увлечение, которое объединяет.

 

Самые яркие носители этой идеи — семья Никулиных — приехали в Тулу на «Автостраду» из столицы. Они участвуют в ралли всей семьей — целых три экипажа. Знакомьтесь, семья Никулиных: Максим, Анна и их дети: Кристина, Ярослава, Алиса и Родион.

https://cdn.myslo.ru/Content/Contents/4c/6f/73f3-2f98-4730-83ac-fa683f1a8abe/5a9a1c9d-3869-4045-9fb8-9e6e662b361d.jpg

— Мы увлеклись ретро-ралли в 2015 году, когда у нас была ещё всего одна машина, мы начали ездить со старшей дочкой Кристиной на прикольном «горбатом запорожце», дочке тогда было всего 9 лет, — рассказал глава семьи Максим Никулин. — Потом стали появляться еще автомобили, и сейчас у нас такой целая семейная команда. Старшая дочь ездит со своим молодым человеком. Жена — со средней дочкой, а я с младшими дочкой и сыном.

https://cdn.myslo.ru/Content/Contents/4c/6f/73f3-2f98-4730-83ac-fa683f1a8abe/1f74839b-d94b-4318-a029-bcfcd893bfe3.jpg

Автомобили Никулиных: MDG 1952 года, DGB 1970 года и SAAB-96 1978 года по кличке «Вредный Карлсон» за то, что постоянно выкидывает какие-то штуки.

https://cdn.myslo.ru/Content/Contents/4c/6f/73f3-2f98-4730-83ac-fa683f1a8abe/75177cb0-d9b4-4469-8f34-ea02de10c2ad.jpg

— Мы участвуем в разных ралли, увлечены этим всей семьей. Тулу очень любим, часто бываем здесь, у нас тут много друзей. Здесь красиво, а в последние годы город просто расцвел!

 

Прямо у памятника Дмитрию Донскому стоит «полуторка», она же- ГАЗ-АА, ветеран Великой Отечественной. Ее в 2018 году подняли со дна Шатского водохранилища под Новомосковском. Помните эту историю?

Видео на канале Alex Enzo

DSC00290.jpg

Автомобиль восстановила команда энтуазистов. Они решили сделать всё, чтобы «полуторка» была на ходу и участвовала в военном параде на 9 мая. И они это сделали!

IMG_20240608_102237.jpg

Иван Щеколдин (на фото справа):

— Эта машина принимала участие в реальных боевых действиях при обороне Сталиногорска. По свидетельствам местных жителей, «полуторка» была расстреляна на льду Шатского водохранилища в ноябре–декабре 1941 года. Когда фашисты отступили, местные жители похоронили экипаж. А машина осталась стоять на льду. Весной лёд растаял и «полуторка» затонула. Дальше вы знаете. У машины оригинальный кузов, дерево «родное», заменили лишь некоторые доски и фурнитуру. Сохранилась рама, некоторые колеса, рессоры, задний мост. Все остальное по крупицам было собрано уже с помощью энтузиастов, поисков по всей стране и даже за границей. Некоторые запчасти к нашей «полуторке» подошли от Ford, что неудивительно, радиатор — из Кургана, кабина из Челябинска, мотор из Нижнего Новгорода. Помогали восстанавливать и наши поисковики. Сейчас автомобиль на ходу, участвует в праздничных мероприятиях, посвящённых 9 мая, 7 ноября на Красной площади мы участвуем в выставке. Хранится «полуторка» в гараже, в тепле и сухости.

 

Еще одним символом победы над фашистской Германией Виталий Касьян, почетный член клуба «Ретромобиль Подольск» считает свой BMW-321 1949 года. Почему? Он расскажет сам.

IMG_20240608_103816.jpg

— BMW, как вы знаете, — это баварские моторные заводы. Производство находилось в городе Йена в Тюрингии, это Восточная Германия. После нашей победы этот город попал в зоену нашего влияния, и завод в процессе репарации перешел к СССР. Какое-то время завод выпускал такие автомобили, их называли «советские БМВ». Потом после судебных процессов оригинальное название пришлось оставить Германии, а выпускаемые автомобили называли по-другому, и шильдик стал вместо сине-белого красно-белым. В конце 1949 года эту модель перестали выпускать. Так вот у меня — одна из последних BMW-321, выпущенных в Восточной Германии, но уже при Советском Союзе.

Я целенаправленно искал такую машину, она мне нравилась с детства! Но не для коллекции, а как автомобиль выходного дня.

И нашел! Владелец долго отказывался мне ее продавать, а потом все же решился. Она стала моей в 1996 году. При этом мне не нужен был настоящий раритет, в котором все оригинальное. На таких машинах не ездят, это выставочные образцы. Мне же хотелось управлять ей. Поэтому у моей BMW двигатель, трансмиссия, мосты и много чего еще — от ГАЗ-24, центральный переключатель — от «КамАЗа», боковые зеркала — вообще от современной «газели», а люк — от автобуса «Икарус».

Со своей четырехколесной красоткой Виталий Касьян собрал множество наград автофестивалей. Старушка и правда выглядит потрясающе!

 

Ну, кому-то ездить, кому-то восстанавливать, а кому-то важно просто обладать! Как, например, владельцу роскошной черной «Чайки» с тульскими номерами. Как раз той, около которой все фотографировались.

DSC00301.jpg

— Эта машина 1976 года выпуска, и она в идеальном состоянии, у нее пробег всего 80 тысяч, — говорит Алексей Бобков. — Раньше она колесила по Болгарии, обслуживала правительство, возила крупных чиновников. В Россию приехала около 15 назад, когда мой знакомый привез несколько «Чаек» из-за границы. Я коллекционирую определенные автомобили, но для меня важно, чтобы они не были восстановленными, мне важна оригинальность, нетронутость во всем. Даже обшивка салона должна быть сохранена. 

IMG_20240608_105759.jpg

В ней родное всё! В таком состоянии я не видел «Чаек» вообще нигде, поэтому и купил.

IMG_20240608_105757.jpg

Все эти вылизанные, реставрированные, варенные-переваренные… Вся энергетика уходит из таких машин. Для меня намного ценнее нетронутость, оригинальность, все эти запахи, харизма… За 15 лет я собрал коллекцию автомобилей, которые мне были любопытны, или которые были так или иначе связаны с моей семьей, с моим отцом. И все мои экземпляры — только такие, оригинальные, и на ходу. Но мне и не так важно ездить на них. Мне важно обладать ими. Они бережно хранятся, и периодически выезжают на прогулки.

 

В ряду тех самых «Волг» с оленями на капоте — небесно-голубая, с флагами СССР. Рядом — не менее яркий владелец, туляк Александр Баранов. Его сосед по гаражу долго держал этот раритет 1959 года выпуска в полуразобранном состоянии. Александр года 3-4 просил ее продать, как отец Федор в «12 стульях». И добился своего.

IMG_20240608_101641.jpg

— Я купил ее за 20 тысяч, и вложений она требовала много. Мне, например, пришлось продать любимый мотоцикл, чтобы ее покрасить! А ведь там не только красить нужно было. Детали собирал посредством «цыганского сарафанного радио», собрал машину буквально из руин.

Александр работает инженером безопасности дорожного движения на тульском водоканале, в автомобили влюблен с детства: в 6-м классе уже самостоятельно рулил. Сейчас же, помимо «Волги» у него есть и современные автомобили, и главная его любовь — дом на колесах, с которым он ездит на слёты караванеров.

— Эту «Волгу» я очень люблю, в последнее время буквально живу в ритме ностальгии, может быть, это с возрастом приходит? Не знаю. Чем дальше вперёд, тем чаще вспоминаешь прошлое. А вот семья моя это мое увлечение не разделяет. Потому что все мое свободное время — здесь, на ретро-колесах.

 

На выставке в кремле целая секция была отдана ретро-мотоциклам, отдельно выставлялись старинные велосипеды. А в это время на площади Ленина выступили популярные сейчас стант-райдеры, — экстремалы, исполняющие трюки на мотоциклах. Зрители любовались примерами самого смелого тюнинга и кастомизации от талантливых мастеров и слушали самый мощный автозвук!

 

«Автострада» отгремела, а если вы не смогли посетить фестиваль, посмотрите наш роскошный фоторепортаж!

Следите за нашими новостями в удобном формате

Перейти в Дзен

8 июня, в 21:18 +10
Другие статьи по темам
Место

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.
ЖК «Престиж»: дом для тех, кто хочет быть в центре событий
ЖК «Престиж»: дом для тех, кто хочет быть в центре событий
Контрольная закупка Myslo: пробуем квас
Контрольная закупка Myslo: пробуем квас