На эти вопросы отвечает специалист тульского Центра защиты прав граждан, практикующий юрист Ольга Демышева.
Участник единого государственного экзамена может подать апелляцию в двух случаях: если была нарушена установленная процедура проведения экзамена и если он не согласен с выставленными баллами.
Важное уточнение: подать апелляцию из-за «неправильного» содержания тестовых заданий, а также в случае нарушения процедуры участником экзамена или при неправильном заполнении бланков невозможно — эти причины не являются основанием для пересмотра результатов. Рассмотрим оба случая подробно.
Апелляция при нарушении процедуры проведения ЕГЭ
Процедура экзамена строго регламентирована, и организаторы обязаны сделать всё для того, чтобы весь процесс прошёл в строгом соответствии с инструкциями. Нарушениями процедуры считаются повреждения конверта с тестовыми заданиями до начала экзамена, несоответствие штрих-кодов на бланках участников штрих-кодам на конверте. Если на бланках есть полиграфические дефекты, влияющие на прочтение и толкование заданий, это тоже считается нарушением.
Также важно проследить, чтобы организатор экзамена заранее, не менее чем за 30 минут, уведомил участников о его окончании.
После сдачи бланков во всех незаполненных полях должны быть поставлены прочерки, а количество бланков, сданных каждым участником, должно быть письменно зафиксировано и заверено соответствующей печатью. После получения всех бланков организатор в присутствии трёх экзаменуемых должен пересчитать бланки и запечатать их в конверт. Также нарушением считаются любые попытки подсказок со стороны организаторов.
Если в ходе проведения экзамена участник ЕГЭ заметил какое-либо нарушение, заявить об апелляции можно сразу же после сдачи бланков, не выходя из кабинета. Для этого необходимо:
- Обратиться к организаторам и заявить о подаче апелляции.
- Получить два экземпляра специального бланка, заполнить их, подробно описав допущенные нарушения.
- Один экземпляр подать уполномоченному представителю Государственной экзаменационной комиссии, присутствующему в пункте проведения экзамена.
- Второй экземпляр, заверенный подписью уполномоченного представителя, оставить себе.
Заявление на апелляцию должно быть рассмотрено Государственной экзаменационной комиссией в течение двух рабочих дней. Ответ комиссии будет направлен по месту обучения участника экзамена. Выпускник имеет право присутствовать при рассмотрении апелляции, уточнить место и время можно у представителя комиссии. При удовлетворении апелляции результат будет отменён, а выпускнику назначат дату и время пересдачи.
Апелляция при несогласии с выставленными баллами
Учтите, что подать апелляцию участник экзамена может в течение двух рабочих дней после объявления результатов экзаменов. Для этого нужно:
- обратиться в своё учебное заведение,
- получить и заполнить два бланка заявления на подачу апелляции,
- один из них отдать директору учебного заведения,
- второй бланк, заверенный подписью директора, оставить себе.
Заявление поступит в конфликтную комиссию, которая назначит дату, время и место рассмотрения апелляции. Выпускники прошлых лет при несогласии с результатами ЕГЭ должны подавать апелляцию в пункте проведения экзамена.
Конфликтная комиссия должна проверить, объективно ли были проверены и оценены задания, выполненные экзаменуемым.
Перед рассмотрением апелляции все члены комиссии и сам экзаменуемый получат на руки бланки, заполненные участником во время экзамена. Если во время рассмотрения апелляции возникнут какие-либо неточности или спорные моменты, к их рассмотрению могут привлечь членов предметной комиссии по предмету, результаты экзамена которого оспариваются.
Результат апелляции в течение четырёх рабочих дней после её рассмотрения будет направлен в учебное заведение выпускника или пункт проведения экзамена (для выпускников прошлых лет). В случае удовлетворения апелляции участнику экзамена будут выставлены новые баллы (которые могут быть выше или ниже прежних). При отклонении апелляции будут зачтены баллы, набранные изначально.