Перед началом III Всероссийского фестиваля моды и красоты Fashion Style светская львица пообщалась с тульскими журналистами. Татьяна Михалкова прибыла на конкурс в своем привычном амплуа: черное платье в пол (на этот раз с асимметричными рукавами), длинный до пола шарф цвета фуксии и, конечно, вечный спутник — черный бантик на голове. В Тулу Михалкова ехала из своего дома в Подмосковье, и, как призналась, дорога была непростая.
Немного простуженная, но очень улыбчивая, Татьяна Евгеньевна ответила на все вопросы представителей тульских СМИ.
— Расскажите, пожалуйста, по каким критериям оцениваются участники конкурса «Русский стиль»?
- У нас есть представительное жюри, в которое входят и организаторы конкурса, и ведущие дизайнеры. Для нашего конкурса коллекция должна быть целостной, цельной, у коллекции должна быть душа. Мы не судим модные тенденции этого года или цвет, мы судим креатив и умение широко мыслить. Ценится использование национальных мотивов. Дизайнеры из Якутии очень много исконно народных элементов в свои коллекции добавляют. Жюри будет математическим путем подсчитывать баллы, а затем мы выберем тройку сильнейших. Всегда видна хорошая коллекция.
— Сколько дизайнеров подавали заявки на участие?
- На финал приедут около 100 победителей. Он пройдет 27 сентября в Москве в Гостином дворе. Объясню, почему так мало дизайнеров. Мы отсматриваем работы 2000 дизайнеров из 30 городов. А в городах-миллионниках бывает до 500 заявок на участие, как, например, было в Москве. Потом идет отбор, в ходе которого отсматриваются готовые коллекции. И до полуфинала допускается только 40. 23 апреля у нас 32 участника. Конкурс охватывает не только Россию, но и страны постсоветского пространства. Тула, кстати, не всегда была так близка к финалу.
На фото Алла Бурлина, директор тульского модельного агентства «Линда»,
и Татьяна Михалкова.
— Какие у вас первые впечатления от нашего города?
- В Туле полуфинал нашего конкурса проходит грандиозно! Здание Дома Дворянского собрания просто потрясающее. 60 лучших моделей вашего города.
Я очень рада, что мы приехали в Тулу. Я, когда приехала сюда сегодня, подумала, что нахожусь в Европе.
У меня были большие планы, но успела побывать только в Тульском кремле. Я увидела, как он отстроился, какой он красивый, новый. Сюда будут съезжаться со всей страны. Я уверена, что в Туле новое дыхание у туризма откроется. Хотела побывать в Ясной Поляне очень давно, но, видимо, придется сюда приехать еще раз, чтобы увидеть все замечательные исторические места вашего города. Очень интересно было узнать, насколько Тула модный город. Судя по собравшимся в зале людям и пришедшим на пресс-конференцию журналистам, это модный город.
— Как вы оцениваете уровень молодых русских дизайнеров? И какие основные проблемы у российской модной индустрии?
- Ахмадуллина, Терехов… Очень много ныне известных русских дизайнеров прошли через конкурс «Русский силуэт». Целая армия. Хотелось бы, чтобы звучала чаще фраза «Сделано в России». К сожалению, мы не успели подготовиться к импортозамещению. Нашему фонду уже 15 лет, а конкурс уже 11-ый. Где наше производство, хочется спросить? Заявок в этом году было подано от 200 предприятий. Но в основном дизайнеры развиваются как частное ателье небольшое. Образование у нас хорошее, но экономически начинающим модельерам непросто выходить на наш рынок. Тем более сейчас, когда в мире кризис. Всем сложно. Сейчас надо иметь не только силу духа и характер, но и помощь от государства. Доступные кредиты, конкретные гранты, персональная помощь в развитии модных домов — это должно развиваться. Я за 15 лет много стран и городов объехала. Русские дизайнеры очень часто ведь производят фурор и на подиумах Парижа, модной столицы мира… Во многих российских регионах талантливым дизайнерам помогли власти в создании их домов моды, школ. Надо, чтобы это в больших масштабах развивалось.
Большая проблема — где наши швеи-мотористки, где скорняки? Одни дизайнеры, все с высшим образованием, а вот конструкторов одежды нет.
Вопросов масса. Надо искать поддержку у местных властей. Мы пишем письма в поддержку от «Русского силуэта», мы стараемся помочь. Оплачиваем обучение.
— Могут ли отечественные модельеры завоевать мировой подиум?
- Выйти на иностранные подиумы — это не так сложно, другое дело — завоевать их, сделать так, чтобы российские марки были там востребованы. Китай смог завоевать мир. Там все шьют и работают. Все, что касается идей, у нас на уровне. Но когда надо идти в жизнь, организовать бизнес, вот тут все пробуксовывает. Не знают менеджмент. Многие продажи сейчас идут через интернет.
Когда рубль будет крепким и отменят санкции, тогда мы и завоюем мир.
— Кто из российских дизайнеров вызывает восхищение?
- Есть разные дизайнеры любимые, и профессионалы: Виктория Андреянова, Татьяна Парфенова, Игорь Чапурин. Сейчас очень нравятся Терехов, Ахмадуллина. Они сами смогли состояться. Такое огромное количество молодежи талантливой со всей страны. Вот, например, из Якутии участник «Русского силуэта» был самый молодой — 16-летний Петр Яковлев. Сейчас у него своя неделя моды, он участвовал в конкурсе Dior. Наш конкурс очень серьезный, очень уважаемый. Со всего мира заманивают наших дизайнеров. Но большинство хочет работать здесь.
— Татьяна Евгеньевна, вы строгий судья?
- Иногда ночами не сплю — переживаю, что кто-то не попал в финал. Вроде бы за 15 лет можно было как-то успокоиться, проще относиться, но нет. Жюри ведь часто лоббируют «своих». Такие хитрости кругом... Поэтому мне добавили плюс один голос к итоговому решению жюри.
— Какой советы вы могли бы дать молодым дизайнерам?
- Конкурс не решит их судьбу. Это только шанс на поддержку. Здесь ведь нет побежденных. Все они засветились, люди увидели их первые коллекции… Даже если ты не выиграл, надо иметь стержень, ведь не все сразу дается. Творчество — это бег на дальнюю дистанцию. Надо как та лягушка, которая упала в молоко, била лапками, не сдалась, и превратила молоко в сметану, чтобы выжить. А еще дизайнерам надо идти в музеи, изучать историю, присматриваться ко всему. И творить, творить…
— Какие особенности есть у русской моды?
- Если взять историю русского костюма, там же все есть: волна азиатского нашествия, и классика, и артдекор. У нас богатейшая история костюма. Наша царица Екатерина задавала тон во Франции. Такие яркие моменты. А «Дягилевские сезоны», ведь они оказали огромное влияние на моду, на туже Chanel. Наше искусство, балет и живопись всегда были нарасхват по всему миру. Мы влияем на мировое искусство. Мы же ведь были 70 лет изолированы, это сказалось. На выставке в Париже наши шали получали первый приз. Гальяно на выставке в Санкт-Петербурге, когда побывал в музее историческом, был под таким впечатлением от увиденного. От русских национальных костюмов, платьев, военных мундиров, нанайцев, эскимосов. Его очаровала роспись, вышивка. Очень многие западные дома обращаются к русской теме.
— Каковы последние модные тенденции в мире?
- Вот сейчас Наталья Дригант сделала коллекцию телогреек. Даже Никита Сергеевич с удовольствием носит. Они просто шикарные.
— Без каких вещей вы не можете прожить и дня?
- Для меня мода — это моя жизнь. Я не могу прожить и дня без аксессуаров. У меня огромная коллекция шарфиков. Мой оберег (кокетливо поправляет бантик на голове - прим.авт.) - без него никуда. Он оберегает меня от всего плохого. Их у меня не так много, ведь их дизайн непростой. Только особенные бантики могут войти в число 500.
Большой фоторепортаж и отчет с конкурса Fashion Style в Туле смотрите здесь.