Семён Альтов на сцене уже больше полувека! Он отличается своеобразной исполнительской манерой — Семен Теодорович читает свои монологи с непроницаемым выражением лица, однообразным низким голосом, совершенно без эмоций. И это очень импонирует зрителям, которые смеются над тонкими, точными шутками автора.
Мы застали Семена Теодоровича дома, в его квартире в Санкт-Петербурге, в перерыве между гастролями, и пообщались по телефону.
— Вы приезжаете к нам в Тулу со своей программой. Расскажите, чего ждать тулякам, что Вы им приготовили?
— Во-первых, они увидят меня живого. Поскольку возраст достаточно большой, многие иногда спрашивают: «Он ещё жив?»
Да, я ещё жив, поэтому пишут в афише: «Живой звук. Живой автор».
50 лет уже занимаюсь этим. Объездил всю страну и весь, наверное, мир. А вот в Туле, по-моему, я не был. Чего ждать? Ну, может, кто-то помнит, я достаточно долго был на экране и в советские времена, и после. В 2006 году на канале РТР были 22 получасовые передачи — моё полное собрание сочинений, а за это время написано много. Я представляю жанр осмысленного юмора. То есть я что-то хочу сказать, и если при этом у зрителей возникает смех, так это от парадокса — иногда очень неглупые мои мысли. Я говорю о каких-то общечеловеческих вещах, хотя сейчас время достаточно политизировано. Но я хочу, чтобы в этой жизни оставалось место ещё чему-то: взаимоотношения мужчины и женщины, наши дети; у меня достаточно много басен, притч про животных, которые перекликаются с человеческой жизнью. Вот такая программа. Я все время её обновляю, всегда читаю что-то новое — скорее, для себя, чтобы убедиться, что это я ещё не в маразме (смеется). Пока мне это удаётся.
— Раз Вы никогда не были в Туле, запланировали какую-то культурную
программу, хотите посмотреть город?
— Я еду с женой, это мой спутник на гастролях. Уже больше 50 лет мы вместе. Она человек очень любознательный, поэтому, если будет такая возможность, конечно, мы бы хотели посмотреть город. Поскольку впечатления — это то, что у нас никто никогда не отнимет. Было бы интересно, ей особенно, а мне — за компанию!
— Помимо того, что Вы сами как автор замечательно, по-своему читаете Ваши произведения, их также читали такие популярные артисты, как Геннадий Хазанов, Ефим Шифрин, Владимир Винокур и многие другие. А у Вас есть любимый исполнитель?
— Уже давно ни с кем не сотрудничаю. К сожалению, многих исполнителей уже нет в живых; например, я очень любил Яна Арлазорова. А так да, работал с очень многими, они все разные и этим и интересны! В своей манере исполняли и Шифрин, и Хазанов. Мной был написан последний спектакль Аркадия Исааковича Райкина «Мир дому твоему». Он уже перенес два инфаркта, был слабенький, но я все равно рядом видел что-то необыкновенное.
— Чему Вы больше всего научились у Аркадия Райкина?
— Я понял огромную разницу между автором и артистом. Хотя текст, конечно, очень важен. И знаменитая миниатюра «В греческом зале» написана Михаилом Жванецким гениально! Но исполнение таким артистом, как Райкин, придаёт сразу объём этому произведению. Это как, знаете, смотреть черно-белый телевизор и потом вдруг цветной! То же самое может сделать хороший актёр с текстом.
— Семён Теодорович, нравится ли Вам современный юмор?
— Сейчас, действительно, много стало юмора, хотя времена не самые веселые. Что-то нравится больше, что-то — меньше. Уже, к сожалению, нет в живых ни Трушкина, ни Коклюшкина, ни Жванецкого. Мы с ними одиночки, мы исполняли то, что сами написали. А «Камеди клаб» — это, ну, не концерн, это фабрика, там много работает народу, каждый делает своё. Это конвейер. Конечно, там возможностей больше — и текстовых, и исполнительских. Гарик «Бульдог» Харламов — комик от бога; все, что он делает, это замечательно, интересно и смешно. Остальные ребята больше на энергетике работают.
На женский стендап иногда натыкаюсь. 2−3 девушки несимпатичные, с трудом понимаешь, это стоит женщина или мужчина. И по тематике, и по шуткам немножко меня это смущает. Все-таки женщина должна от мужчины чем-то отличаться, а тут грубовато... Не люблю.
Мне очень симпатичны «Уральские пельмени». Кстати, я тоже родился в Свердловске. Работают давно, точно, и они что-то сохранили из нашего прошлого, такое тёплое, добродушное; и все же у них современные тексты, хорошая команда.
— С чего начинается Ваш день, как Вы себя заряжаете с утра, чтобы хватило на весь день?
— Теперь я каждое утро начинаю с того, что меряю давление. И в зависимости от этих цифр у меня меняется настроение. Если повышенное, надо что-то принять… Ну, это нормальное утро немолодого человека, которым я и являюсь. Затем — всякие утренние процедуры, завтрак, телефонные звонки…
Потом сажусь работать — каждый день 3−4 часа я по-прежнему провожу за компьютером.
Во-первых, кроме этого ничего больше не умею в этой жизни. А во-вторых, вроде неплохо у меня это получается. Потом куда-то вышел, с кем-то поговорил, что-то посмотрел… Стараюсь радоваться любой погоде, хотя достаточно пасмурно в Питере всегда. У нас под окном стоят три берёзки, которые выросли у нас на глазах до нашего пятого этажа. И я приглядываю за этими берёзками и продолжаю жить дальше.
— Сейчас очень много споров идёт о русском языке, какие иностранные слова из него надо исключить…
— Ну, я живу достаточно долго, поэтому я привык, что у нас всегда идёт какая-то кампания, то одна, то другая. Когда началась перестройка, магазины поменяли на супермаркеты, всякие иностранные слова мгновенно вошли в нашу жизнь. Все то, что было нам привычно, приобрело какие-то новые названия. Мы привыкли. Сейчас вдруг идёт обратная кампания… Но все эти замены стоят денег, их надо дать предпринимателям; я считаю, что в стране есть более серьёзные, более важные проблемы. Их много, и их надо решать. А вот жена пошла делать маникюр и педикюр — как теперь надо их называть? Ногтекрас и пальцегрыз? Зачем? Я отношусь к этим веяниям спокойно и иронично.
— Семён Теодорович, у Вас трое внуков. А какой Вы дедушка?
— Я человек достаточно мягкий, поэтому очень многое прощаю,
может, даже то, что нельзя прощать. Внучка Катя — художница, очень неплохая, оформляла пару спектаклей. Вот сейчас, наверное, мой спектакль будет оформлять в Питере, в театре на Васильевском. Средняя, Варя, пишет стихи, очень неплохо поёт, пытается себя выразить в этом плане. Вася, внук младший, учится в какой-то особенной школе, изучает латынь! С хорошей головой мальчик, с ним очень интересно поговорить.
— Как проводите свой досуг, если вдруг выпадает свободный вечерок?
— Как-то получается, что особо свободного времени нет. Не значит, что я все это время чем-то очень таким важным занят: просто вот это хождение, слоняние, меряние давления, разговоры с близкими… Как-то это все пространство дня и заполняет. Конечно, время бежит, это правда, все быстрее, быстрее, быстрее… Кстати, я вывел формулу, почему у людей с годами ощущение, что скорость жизни увеличивается.
Помню, когда мне было шесть лет, я в первый раз в жизни сам завязал шнурки. Потом я в первый раз поцеловался. В первый раз получил в глаз. И вот эти вещи, которые происходили впервые, они, естественно, остаются в памяти.
А дальше начинается автопилот. Человек каждый день завязывает шнурки, чистит зубы, целует свою жену и едет на работу… Идёт автопилот. Поэтому вот ощущение, что ты на Новый год рюмку поднял, опустил и бах — уже опять надо поднимать! Уже год прошел! Замечательно сказал Мандельштам: «Все было встарь, все повторится снова, и сладок нам лишь узнаванья миг». Поэтому свою жизнь надо разнообразить!
— Что пожелаете нашим читателям?
— Сейчас всем желать хочется только одного — чтобы, как говорится, было поспокойнее. Везде полыхает, по всему земному шару. Чтобы мы могли больше заниматься тем, ради чего родились на свет: рожать детей, воспитывать их, заниматься делами, строить дома… Такие житейские дела. Чтобы нам ничто не мешало продолжать жизнь.
Семён Теодорович Альтов
Фамилия при рождении — Альтшуллер.
Родился 17 января 1945 г. в Свердловске.
Писатель-сатирик, сценарист, юморист, режиссёр, драматург.
Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.
Окончил Ленинградский технологический институт имени Ленсовета.
Писать начал в 26 лет.
Стоял у истоков передачи «Вокруг смеха».
Возглавляет попечительский совет Дворца искусств Ленинградской области.
Семья: жена Лариса Васильевна, сын Павел, невестка Анна, внуки Екатерина, Варвара, Василий.