1 апреля в честь 150-летия со дня рождения знаменитого русского композитора Сергея Рахманинова состоялся показ фильма Павла Лунгина «Ветка сирени». Главные роли в картине исполнили Евгений Цыганов и Виктория Толстоганова. Фильм представил лично режиссер, а после просмотра зрители смогли задать вопросы создателю.
— Павел Семенович, каков для Вас Рахманинов? Получился ли он в картине таким, каким его почувствовали Вы?
— Я не знаю, как можно сказать, каким был Сергей Рахманинов. Это было какое-то чудо, которое невозможно повторить. Я пытался рассказать историю талантливого человека, который попал в ситуацию большой тоски и одновременно великих успехов. Мне кажется, что режиссер не должен начинать с мысли, он должен рассказывать историю. Если история получается, то она, как губка, вбирает в себя разные смыслы, и они сами там проявляются. Знаете, надо просто пытаться быть правдивым в каждой сцене. Когда ты снимаешь сцену, в ней начинают жить актеры, но это же все неправда. Для меня это и есть режиссерская работа: создать хотя бы на мгновение чувство, что-то, что на экране, — реально. Не знаю, каков был Рахманинов, думаю, никто не знает. Это такой разговор, как будто мы знаем, какие мы. Вся жизнь человека посвящена тому, что он пытается безуспешно понять, кто он такой. И очень редко кто понимает.
— Фильм «Ветка сирени» был снят Вами в 2007 году. Если бы этого фильма не было, сняли ли бы Вы фильм о Рахманинове сейчас, по прошествии лет?
— Как-то по-другому — конечно. Понятно, что нельзя два раза войти в одну ванну (смеется). Но это всегда интересно, это достойная огромная работа, которую надо пропустить через себя. Удивительность Рахманинова в том, что он был чрезвычайно успешен. Он был номер один в Америке, там ему платили гигантские деньги, а все равно у него было чувство раненой птицы. Все то, да не то.
Кадр из фильма Павла Лунгина «Ветка сирени». Наталья Сатина (Виктория Толстоганова) и Сергей Рахманинов (Евгений Цыганов).
— «Ветка сирени» — фильм в том числе о вдохновении гения, а что вдохновляет Вас?
— Режиссерская жизнь состоит из заказов и вдохновения. И в заказе нужно находить силы, вдохновение и воспарять. Но вообще чувство стыда помогает. Стыдно плохо делать.
— Вы снимали фильм «Свадьба» в Тульской области, в Липках. В Ясной Поляне не впервые. Расскажите, вдохновляет ли Вас наш край, что чувствуете, находясь здесь?
— Этот музей уже второй раз производит на меня впечатление. Я оказался в привилегированном положении, потому что пока вы тут смотрели фильм, для нас на час открыли уже закрытый усадебный дом. Когда ты гуляешь там один, чувствуются сила и энергия этих вещей и то, что это все правда, что там книги, которые читал Толстой, стулья, на которых он сидел. Каждый раз в Ясной Поляне я чувствую, что такое мемориальный музей. Там, как из кометы, из метеорита, исходит такая энергия, что она сметает тебя и «поджаривает». Лев Николаевич был одним из лучших русских людей. Он же не был буквально дворянином, это был русский интеллигент. Жизнь, полная смятений, рассуждений, поиска истины, нахождения, разочарований и снова очарований. Я бы мечтал, если бы хватило духу, подобраться скорее к нему как к удивительной личности. Это для меня чудо.
— Людям, не знакомым с Вашим творчеством, какие Ваши фильмы посоветуете посмотреть?
— У меня есть три фильма, которые я люблю. Это «Такси-блюз», может быть, «Свадьба» и «Остров». В планах у меня выпустить новогоднюю сказку. Называется она пока «Василиса и королева лайков». Мы уже отсняли материал, сейчас заканчивается монтаж, компьютерная графика. Это такой миф о борьбе старой магии привычных фей, колдунов и нового «интернетовского».
Он будет неожиданным, я надеюсь. Там и Дед Мороз есть, и блогерша, которой больше 100 лет, она молодеет от лайков. Ей нужно их все больше и больше, чтобы вечно жить.
Потом у меня в планах фильм, сценарий которого написал тот же автор, что и «Остров», — Дмитрий Соболев. Это будет смесь драмы, философии и религиозной темы.
Павел Семёнович Лунгин
Родился 12 июля 1949 г. в Москве.
Кинорежиссёр, сценарист, продюсер.
Народный артист РФ.
В 1971 году окончил отделение структурной и прикладной лингвистики МГУ.
В 1975 году — сценарное отделение Высших курсов сценаристов и режиссёров.
В кино дебютировал как сценарист. Первая режиссерская работа — «Такси-блюз».
Режиссёрские работы: «Такси-блюз», «Свадьба», «Остров», «Царь», «Дама пик», «Родина», «Братство» и другие.
Семья: первая жена Татьяна Йенсен, сын Александр Лунгин; вторая жена Елена Лунгина, сын Иван Лунгин.