На встречу пришло более 60 человек. Со стороны правительства региона в ней приняли участие уполномоченный по правам человека в Тульской области Татьяна Ларина, руководитель регионального отделения Социального фонда РФ Андрей Филиппов, министр экономического развития области Александр Ярошевский, министр имущественных и земельных отношений Тульской области Игорь Казенный, представители правоохранительных органов и Сбербанка.
Целью встречи было определить перечень вопросов, которые волнуют людей, заключивших сделки с недобросовестным подрядчиком.
— Наша задача — чтобы сарафанное радио дошло до всех, чтобы правоохранительные органы знали обо всех пострадавших. Вторая задача — понять, какие варианты договоров с застройщиком и банком заключались и какие суммы получил подрядчик. Надо понять, какие льготные категории граждан есть среди пострадавших. Сегодня мы собираем информацию от вас, чтобы взять ее в работу и понять, как вам помочь, — сказал Игорь Казенный.
Вопросов у присутствующих было много.
— Не хочет ли правительство обратиться в банки с предложением заморозить кредиты до момента принятия решения по уголовном уделу?
— Мы примерно по такому пути и идём, но прежде нужно собрать информацию по вариантам договоров, которые заключал ООО «Партнер», — ответил Александр Ярошевский. — Мы пока в процессе работы: чем детальнее мы опишем ситуацию, тем быстрее получим результат. Возможно, потребуется вносить изменения в федеральное законодательство, тогда подключим к этому депутатов Госдумы от Тульской области. Надо понимать, что даже при самой оперативной работе на это уйдет несколько месяцев.
— Заморозить кредиты — это глобальная история. Если будет дана такая команда, то, конечно, мы будем её исполнять, — ответил управляющий Тульским отделением Среднерусского банка Сбербанка Сергей Гринько.
Представители Газпрома, Т-Банка и РСХБ, кстати, во встрече участия не принимали, хотя через них, хоть и в небольшом количестве, клиенты «Ё-Хауса» тоже заключали ипотечные договоры.
— Первый транш прошёл, но фундамента нет. За оставшиеся деньги в 2,7 млн рублей ни один застройщик не берётся достраивать. Что нам делать? Как строить? Что-то, кроме реструктуризации долга, н
а данный момент Сбербанк предлагает пострадавшим?— Чтобы разрабо
тать меры поддержки более детально , необходимо поговорить с каждым пострадавшим. Приходите с договорами, будем изучать каждый индивидуально. Сейчас в разработке еще три варианта помощи: отмена пеней за просрочку сдачи дома в залог, продление срока договора, заморозка кредитов. Дайте нам время, чтобы проработать все это.— Стоит ли сейчас
обращаться за реструктуризацией? Если потом будут введены другие меры помощи, сможем ли мы ими воспользоваться или лучше подождать?— Если что-то поменяется, м
ы будем давать возможность всем пострадавшим воспользоваться этими мерами поддержки, даже если они ранее оформили реструктуризацию, — ответил на это представитель Сбера.— При заключении договора нам обещали, что мы будем жить в готовом коттеджном по
селке. Сейчас же даж е нет понимания, какие коммуникации реально к этому поселку пр овести. Мой дом стоит в чист ом по ле у деревни Крюково (пос. Чувства). Т ам расчистили лесополосу и на резали участки. Есть л и смысл достраивать там дом? Будет ли там газ, вода, электричество, как обещали? У нас украли деньги, нас обманули. Мы ждем от вас помощи. Мы все хотим дома, но где потом брать деньги, чтобы индивидуально подвести воду, газ, построить дорогу?..— Ваши поселки нахо
дятся в составе каких-то муниципальных образований. В целом вы ничем не отличае тесь от других населенных пунктов. Закон опреде ляет одинаков ое отношение ко всем.— Можно пон ять, как во обще продавались зем ли под ИЖС, ко гда назначение у них был о се ль скохозяйств енное?
— Сейчас мы вам не
можем дать ответ на этот вопрос.— Банки проверяли информацию о з
емле? Мы идём в банки, потому что доверяем им, считая, что аккред итованны е ими подряд чики надежные. А оказывается, надеяться нужно было только на себя? Как подрядчик получил разрешение на строительство?— Для строительства частных домов подрядчику не нужно было получать разрешение на строительство. Что касается банков, то на момент проверки он соответствовал требованиям, которые предъявляются к аккредитованным компаниям, — отсутствие долгов и наличие сданных объектов.
— Как отчитаться о материнском капитале, который был переведен на счет мошенников?
— На данный момент мне известно о 15 людях, которые вложили средства маткапитала в дома. Мы рассматриваем сейчас возможность признать потерпевшим Социальный фонд, чтобы потом он мог предъявлять иски о возмещении ущерба. А гражданам же вернуть всю сумму маткапитала в полном объеме, чтобы они могли снова ею воспользоваться, — ответил руководитель Соцфонда Тульской области Андрей Филиппов.
Часть вопросов была озвучена, но ответов на них нет.
В частности, от так называемых «инвесторов»: «Я не льготник, не участник СВО, не многодетная мать. Что мне делать? Некоторым дома не нужны — мы не хотим их строить. Можно эти земли вернуть в государственную собственность и таким образом освободить нас от кредитных обязательств?»
По итогам было отмечено, что состоявшаяся встреча — не последняя. Всем пострадавшим напомнили, что необходимо обратиться в свои банки с договорами, чтобы у них была реальная картина по пострадавшим и условиям их кредитования.
— Когда вы все обратитесь в Сбер и другие банки и получите от них ответы, после этого будем еще раз встречаться и обсуждать дальнейшие наши действия, — отметил Ярошевский.
Уполномоченный по правам человека в Тульской области Татьяна Ларина предложила создать из числа пострадавших инициативную группу или представителей, с которыми будет держать связь правительство и кредитные учреждения.
Что касается банков, представители которых не участвовали во встрече, им также будет направлено письмо от правительства с просьбой рассмотреть варианты предоставления дополнительных мер поддержки пострадавших от застройщика-мошенника.
О новой встрече клиентов «Ё-Хауса» оповестят через представителей, а также в соцсетях.
Напомним, накануне во время прямой линии Президенту РФ Владимиру Путину задали вопрос, касающийся мошенничества с ипотекой на ИЖС. Речь шла о ситуации в Татарстане, где сотни семей взяли льготную ипотеку с господдержкой, но дома им не построили. Эта история похожа на тульскую, когда компания «Ё-Хаус» «кинула» своих клиентов. В обоих случаях люди продолжают платить ипотеку банкам за жилье, которого нет.
Журналистка издания «БИЗНЕС Online» спросила Владимира Путина о том, когда государство будет помогать людям, а не банкам. Главу государства проблема удивила. Он попросил подробную информацию и поручил разобраться в ситуации.
— Это чрезвычайно важная вещь. Недостроенное жилье… <…> Я почти гарантированно могу утверждать, что это жилье будет построено и никто без квартир не останется. Деньги есть на этих счетах, они защищены. Если есть случаи использования без эскроу-счетов, дайте обратную информацию, с этим надо разобраться, — обратился Владимир Путин к журналистке.
Отсутствие счетов эскроу, по сути, сделало возможным крупную аферу компании «Ё-Хаус». Застройщики обманули десятки туляков: люди вложили в нее ипотечные миллионы, а дома не получили. В общей же сложности на данный момент возбуждено семь уголовных дел по факту мошенничества в особо крупном размере. По нашим данным, пострадало более 100 семей.
Ущерб от мошеннической деятельности превышает 1 млрд рублей. В субботу, 14 декабря, люди записали видеообращение к Президенту.