17 марта в здании общественного совета Тульской области прошел круглый стол, посвященный вопросу применения в нашем регионе законопроекта о новом виде возмездной опеки — социального воспитания. Согласно проекту, в регионах должны появиться так называемые профессиональные семьи, которые «разгрузят» детдома.
Напомним, введение данного вида попечительства предложили в конце 2014 года в Госдуме. С профессиональными семьями предлагается заключать трудовые договоры: они будут получать зарплату и иметь право на отпуск в обмен на исполнение обязательств по воспитанию одного или нескольких детей.
Законопроект нацелен на создание условий семейного воспитания для детей, которые имеют в этом особенные потребности.
Это дети-инвалиды, дети старшего возраста, кровные братья и сёстры, которые должны устраиваться в одну семью. Именно эти категории детей сегодня составляют свыше 80% федерального банка данных.
Стать профессиональным родителем сможет далеко не каждый. Для этого семья должна соответствовать предъявляемым требованиям, главным из которых является опыт в воспитании детей и прохождение специального курса обучения. Кроме того, «профессиональными опекунами» не смогут стать родственники детей, которых они берут под свое крыло.
В целях контроля за такими родителями будет осуществляться наблюдение, дабы те должным образом исполняли свои обязанности по воспитанию, социализации, реабилитации и оказанию медицинской помощи приемным детям, в зависимости от их здоровья и возраста.
Как отметили участники круглого стола, пока конкретных механизмов того, как именно будет работать закон, не существует.
Однако уже сегодня можно говорить о том, какие изменения потребуются в нашем регионе, чтобы данная система могла работать в полной мере.
Марина Попова, главный советник отдела по организации социальной профилактики, опеки и попечительства департамента семейной и демографической политики мин труда и соцполитики Тульской области:
Марина Попова
- Стоит помнить, что при воспитании детей с ограниченными возможностями необходим комплексный подход. С одной стороны, ребенок должен иметь родителей, с другой — получать специализированную помощь. На сегодняшний день в регионе существует 10 районов, в которых данная форма устройства может пройти. На их территории располагаются классы или специальные учреждения, в которых дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать помощь, а также проживают в общей сложности 43 семьи, которые соответствуют необходимым требованиям — имеют более трех детей и стаж воспитания более 5 лет. Однако также существует ряд регионов, таких как Щекинский, Чернский, Одоевский и Плавский, в которых также проживают семьи, желающие принимать участие в программе, но они не имеют такой возможности из-за отсутствия специализированных учреждений. Без поддержки родителям будет очень сложно, поэтому я бы рекомендовала создать на территории таких районов специальные учреждения.
Представитель министерства образования Тульской области Елена Пчелина заметила, что перед принятие законопроекта он требует значительных доработок:
Елена Пчелина
- Согласиться с тем, что закон будет абсолютно незатратным для субъекта, мы не можем. Приведу пример на порядке организации деятельности учреждений для детей-сирот. У нас должна быть разновострастная группа, состоящая из 8 человек. Если мы открываем такую группу и из нее забирают, например, двоих детей, закрыть группу мы не можем. В то же время на работу с детьми необходимы воспитатели, для которых следует вводить ставки. Кроме того, прежде чем принимать законопроект, необходимо разработать подзаконные нормативные акты на уровне министерства, чтобы мы могли хотя бы на что-то опираться. Дело в том, что установление правового статуса «социального воспитателя» не очень понятно. К тому же, я очень внимательно прочитала требования к профессиональному стандарту «социального воспитателя». Не секрет, что последний только разрабатывается, и без него мы здесь тоже не обойдемся, значит министерство образования должно очень серьезно озаботиться в этом плане. Далее режим работы воспитателей. Они должны иметь определенную нагрузку, а здесь по режиму работы воспитателя тоже ничего непонятно. Больше всего интересен отпуск, который предоставляют профессиональным родителям. А куда на это время определять детей? Возвращать обратно в учреждение? Наконец, норматив расчета труда. Где взять хотя бы приблизительные методические рекомендации, которые войдут в основу такого расчета? А нормативы содержания ребенка в семье? Ведь его нужно кормить, одевать, покупать игрушки.
Я очень рада, что данный вопрос наконец был поднят, так как наша организация уже более 6 лет поднимает вопрос о необходимости заключения с приемными родителями трудовых отношений. На мой взгляд этот проект закона больше проект о намерениях., так как оставляет очень много вопросов. Если по профессиональным моментам было сказано, то нас насторожило, мы считаем, что все наши семьи, которые уже занимаются этой деятельностью, они должны были бы быть переведны на трудовые отношения.
В свою очередь, председатель Тульской региональной общественной организации содействия защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей «Ассоциация приемных семей», обозначила ряд не менее важных вопросов, касающихся готовящегося законопроекта. В частности, она отметила, что некоторые нормы законопроекта могут оказать негативное влияние на процесс формирования детской психики в «профессиональных семьях».
-Я не вижу в этом законе семьи, — сказала она. — В то время как мы говорим о воспитании детей и их социальной адаптации, мы в то же время пытаемся подогнать все это под рамки учреждения. Но ведь дети — очень тонкая субстанция. Кроме того, следует также подумать о детях с ограниченными возможностями, которые уже воспитываются в приемных семьях. Получается, что после вступления закона в силу одним будет уделяться особое внимание, а другим нет. Кроме того, контроль за исполнением родительских обязанностей, который предусмотрен законом — это вмешательство в семью, что отталкивает многих родителей. Отдельным вопросом также является вопрос обучения родителей. Как будет определяться профессиональный навык приемного родителя? Это необходимо прописать, что будет довольно проблематично.
И что касается обучения — если говорить о профессионализме родителей, то все семьи профессиональны. В противном случае семья разваливается.
Чему можно научить семью Саргановой, которая выпустила 35 детей и сейчас воспитывает 10? Понятно, что система будет совершенствоваться, но те ошибки, которые выразятся сейчас, скажутся на детях. Сообщество родителей это тревожит.
По завершении круглого стола участники направили результаты в администрацию области и рекомендовали организовать рабочую группу для подробного рассмотрения законопроекта.