3. Мир
  4. Религия может быть следствием бактериальной инфекции - Новости Тулы и области - MySlo.ru
Религия может быть следствием бактериальной инфекции
Фото: Георгий Надеждин. Купание в Ганге.

Религия может быть следствием бактериальной инфекции

Такую гипотезу высказали биологи МГУ, опубликовавшие результаты своего исследования в журнале Biology Direct.

Зарождение религий, а также их широкое распространение может быть следствием влияния особых бактерий, живущих в организме человека. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что почти каждая вера предполагает массовые обряды, плохо сочетающиеся с гигиеной.

Такую спорную гипотезу выдвинули биологи МГУ, опубликовавшие результаты своего исследования в журнале Biology Direct, сообщает «Российская газета».

На эту мысль ученых натолкнули уже известные примеры того, как паразиты могут использовать организм-хозяин в своих интересах, в том числе манипулируя его поведением.

К примеру, грибы из рода Ophiocordyceps научились напрямую управлять муравьями, заставляя их умирать в таком месте муравейника, где они смогут заразить как можно больше других особей.

Токсоплазма, переносчиком которой являются кошки, вызывает необратимые изменения в работе мозга, которые делают мышей «бесстрашными» при виде и запахе кошек, а людей - склонными к суициду и нерациональным поступкам.

Современные историки и эволюционисты считают, что религии распространялись в прошлом и сегодня примерно так же, как и эпидемии различных микробов и вирусов, только в культурном пространстве, используя «заразные» идеи-мемы. Биологи из Московского государственного университета Александр и Юрий Панчины и их коллега Александр Тузиков полагают, что этот процесс не может происходить и в биологическом пространстве.

В пользу этого, по их мнению, говорит то, что все крупные религии включают в себя общественные ритуалы, способствующие распространению болезней - к примеру, обрезание в иудаизме, эвхаристия в христианстве, хадж в исламе и купания в Ганге в индуизме. Более того, нередко религии запрещают контрацепцию и прививки, которые тоже призваны защитить людей от заражения.

Впрочем, сами эти «религиозные» бактерии ученые не нашли.

Сейчас они даже не могут точно сказать, где именно в теле человека живут эти организмы. Дело в том, что наша микрофлора содержит огромное число бактерий и вирусов, число видов которых превышает несколько сотен тысяч. Вместе с тем, если гипотеза биологов верна, можно пойти от обратного и начать активно принимать антибиотики: в этом случае религиозность по идее должна снизиться, правда, общий вред для организма может оказаться гораздо большим.

Главные новости за день в нашем Telegram. Только самое важное.

Перейти в Telegram