С потолка музея «стекает» водопад из различных ракурсов Московского кремля, рядом — чертежи его архитектурных деталей. Рисунки принадлежат художнику Геннадию Мишеневу, а оформила их в инсталляцию современная российская художница Ася Заславская.
— Выставка «Архитектура времени» — это и буквально про архитектуру, и метафора того, как складывается во времени отношения между поколениями. Ведь отношения — это тоже конструкция, причем не только со знакомыми людьми, так и с незнакомыми, — рассказывает Ася Заславская. — Выставка исследует взаимоотношения между поколениями художников через интерес к архитектурному наследию.
Архив Мишенева достался Асе Заславской случайно: Московский союз художников предоставил ей для работы мастерскую, в которой раньше работал Мишенев. Через изучение этого наследия и родился проект, в котором современный художник вступает в диалог с прошлым, исследуя память, личные истории и архитектурные метафоры.
— Сначала Мишенев был для меня неизвестным художником: я никогда не сталкивалась с его работами и не слышала о нем. Когда мне передали мастерскую, то сказали, что я могу все просто выкинуть, как мусор. Я же начала разбирать и изучать архив. И была удивлена, узнав о его проектах.
Сегодняшняя выставка — это работы Мишенева и мои инсталляции, собранные из его материалов.
«Архитектура времени» - о том, что все абсолютно едино. Что тот контекст, в котором работал художник, сохранился, стал базой или воплотился во что-то еще. Выставка предлагает посетителям посмотреть на фотографии, чертежи и поразмышлять о том, что такое будущее и что архитектура времени не всегда сразу нам понятна.
Однако постепенно именно она и формирует новую реальность.
Да, Мишенев не получил особой популярности, но именно он участвовал и в строительстве метро, и ВДНХ, делал макет кремля. Без всего того, что он сделал, возможно, наше настоящее было бы другим.
Геннадий Мишенев (1931–2013) — советский художник и дизайнер, чья карьера началась в 1950-х годах. Обучившись на литейщика-модельщика, он работал на Метрострое, затем получил высшее образование и занялся преподаванием рисунка, черчения и скульптуры. Вершиной его карьеры стала должность главного художника ВДНХ в 1985–1990 годах, где он создавал экспозиции для промышленных выставок. После перестройки он столкнулся с трудностями адаптации к новой реальности, но продолжил деятельность, участвуя в создании макета Кремля из оргстекла. Его творчество и профессиональный путь отражают судьбу целого поколения художников, оказавшихся на стыке двух эпох.
Экспозиция включает произведения Аси Заславской, эскизы, найденные объекты и фотографии Мишенева, которые, будучи помещены в новый контекст, приобретают иные смыслы.
Проект препарирует структуру памяти, выявляя скрытые мотивы и напряжение между монументальностью идей и хрупкостью их воплощения.
Ася Заславская не просто рефлексирует над прошлым, но и активно вовлекает его в современный контекст, позволяя зрителям по-новому взглянуть на роль архитектуры в формировании культурной идентичности.
— Ведь большая архитектура достопримечательностей может быть буквально спрятана в обыденном безымянном сооружении — груде коробок, и только воля автора, его любознательность и неравнодушие, способны распаковать забытое. Это не просто выставка, а попытка осознать, как похожи вызовы, стоящие перед художниками разных поколений и какие следы оставляет архитектура в нашей памяти, — говорит автор инсталляции Ася Заславская.
Выставка будет открыта до 8 июля по адресу: Центральный переулок, 18, 2 этаж, Музей станка (6+).