На прошлой неделе во Франции начались зимние распродажи, что стало главным событием, затмившим обсуждение личной жизни Никола Саркози. Французам стало просто некогда.
Точные даты французских сейлов всегда объявляются заранее – в этом году они были названы ещё в первых числах декабря.
Стартовав утром 9 января по всей стране одновременно, они закончатся ровно через шесть недель.
Строгую дисциплину диктует правительство, которое определяет точные сроки распродаж и карает внушительными штрафами нарушителей. За пару недель до начала сейловых акций жизнь в магазинах замирает. Продавцы развешивают старые коллекции с новыми ценниками, а покупатели – ходят по магазинам и облюбовывают цели.
Мекка настоящих шопоголиков – это Париж.
Avenue Montaigne, Avenue George V и Rue St-Honore – адреса охотников за одеждой от знаменитых Домов моды: Christian Dior, Hermes, Sonia Rykiel, Gucci, Prada, Escada, Louis Vuitton, Lanvin, Pierre Cardin и других. «Высокие» бутики обычно не очень щедры: в первые недели распродаж скидки составляют всего 20–30%. Но это никого не останавливает, и в первое утро сейлов у дверей модных бутиков уже стоят внушительные очереди, а в момент открытия случается давка.
Желающим подождать конца распродаж, когда скидки в дорогих магазинах опустятся до 60–80%, нужно помнить, что очереди в первые дни толпятся не зря и под занавес выбор будет значительно скромнее. При расчете даты шоппинга стоит учесть, что первыми исчезают с прилавков самые ходовые размеры одежды на людей средних габаритов и женская обувь 37–40 размеров, мужская – 41–43.
Зато изделия больших и маленьких размеров могут долежать до самых радикальных скидок.
Если говорить о небольших сетевых магазинах, продающих брендовую обувь и сумки, то на крупную уценку рассчитывать не стоит – максимум 30%. К самому концу распродаж они могут сбросить остатки за 40–50%, и это будет уже далеко не тот выбор, что в первые сейловые дни. Магазины обуви и аксессуаров среднего класса обычно сразу скидывают 40–50%.
Изначально щедры магазины молодёжной одежды Zara, H&M, Camper, Pimkie, Benetton, Naf Naf, Motivi и др.
Они с первых же дней сбрасывают 40–60% на старые коллекции, а в последние недели – 70–80%. Минусы этих магазинов – столпотворение, часовые очереди в кассы и забитые примерочные, но этот побочный эффект парижских распродаж – дело обычное и профессионала сейлов не смутит. Большой выбор молодежных брендов есть на Rue de Rivoli и Avenue des Champs-Elysees. Крупный универмаг H&M находится на бульваре Осман рядом с Printemps и Galeries Lafayette.
Так называемые «большие магазины» – парижские универмаги Galeries Lafayette, Printemps и Le Bon Marche – очень удобны для шопинга.
Здесь в одном месте собраны марки разных ценовых категорий, обувь, аксессуары, парфюмерия, в том числе и нишевая, ювелирные украшения, детские товары. Скидки в этих магазинах начинаются с 20–40% и постепенно доходят до 50%. Le Bon Marche известен хорошим выбором эксклюзивных брендов, выпускающих одежду в значительно меньших количествах, чем раскрученные марки. Printemps, кроме огромных торговых площадей, привлекает иностранцев круглогодичной 10-процентной скидкой, которая, правда, не всегда суммируется с остальными.
Карту Парижа от Printemps со скидочным купоном можно взять в лобби многих парижских отелей или просто распечатать купон с официального сайта Printemps.
Универмаги удобны еще и тем, что вероятность набрать в один день в одном магазине товаров на 175 евро, а следовательно, и получить право на оформление tax-free (по-французски detaxe) – выше, чем в маленьких лавочках. Не забывайте носить с собой паспорт – без него в магазине не выпишут чек tax-free. Имея чеки, в аэропорт стоит приехать с запасом времени – к окошкам detaxe часты очереди, особенно в период распродаж.
Помимо «родных» бутиков известных марок, универмагов и торговых центров, центральные улицы Парижа полны маленьких магазинчиков-мультимарок, забитых брендовыми вещами.
Это ещё одна ловушка для шопингоманов: увидев на витрине большие красные надписи «50%–70%» и названия известных брендов, мало кто побежит в фирменные бутики сравнивать цены. А они здесь частенько завышаются незадолго до сейлов, чтобы магазин мог сделать эффектную скидку.
Ещё одно место шопинга во Франции – загородные торговые комплексы, прилегающие к гипермаркетам.
Марки класса «люкс» там обычно представлены очень скромно, и магазины среднего класса (Zara, H&M, Pimkie, Benetton, Naf Naf, Motivi) занимают основные торговые площади. Скидки в таких комплексах несколько больше, чем в магазинах на центральных улицах Парижа, но и выбор меньше.
Магазины во Франции традиционно закрыты по воскресеньям, но в предрождественский период почти все, а во время распродаж многие работают ежедневно. Гарантированно по воскресеньям открыто большинство магазинов на Елисейских полях и на Рю Риволи.
Традиционная проблема российского покупателя, привыкшего к тому, что магазины в Москве открыты чуть ли не круглосуточно, – короткий рабочий день французских.
В 19, самое позднее в 19.30 закрыто почти все, кроме торговых центров на Avenue des Champs Elysees. Во время распродаж «большие магазины» стараются работать чуть подольше и вывешивают на своих официальных сайтах расписание. Традиционный «длинный» день, когда парижские универмаги открыты до 21-го (Le Bon Marche) и даже до 22-х (Printemps) часов, – четверг. Доброй охоты!