Что выбрать: спокойствие и благополучие своей семьи или соответствие общепринятым стандартам? Каждый решает для себя сам. Я приняла свое решение и ни о чем не жалею.
НОВАЯ КВАРТИРА
Несколько лет мы с мужем жили с моими родителями и мечтали об отдельном жилье. И вот наконец появилась возможность приобрести собственное жилье. Муж настаивал на новостройке, а я - на "сталинке". Меня с детства завораживали квартиры в старых домах. Высокие потолки, затейливые арки в коридорах, смешные маленькие балкончики... Конечно, сантехника никудышная, кухня чаще всего небольшая, но я была готова смириться с любыми неудобствами, лишь бы только жить в "доме с историей".
Муж пошел у меня на поводу, и вскоре мы нашли приемлемый вариант: две комнаты, рядом парк, прекрасный зеленый двор...
Мы смогли осуществить и еще одну свою мечту: завести собаку - карликового пинчера со смешными паучьими лапками и претенциозным именем Беретта. Именно благодаря ей и завязались мои первые контакты с соседями.
В квартире снизу жила симпатичная старушка, Нина Вячеславовна. Для меня она была частью истории этого дома, и я благоговейно к ней относилась. Несмотря на возраст (ей было больше семидесяти), выглядела она прилично: одевалась строго, классически, в ушах блестели сережки, на руках - кольца, на голове - шляпка.
Увидев Беретту, Нина Вячеславовна сюсюкала, ударялась в воспоминания о своих собаках, детях и мужьях. Почти всю свою жизнь она прожила в этом доме, и я млела от ее рассказов. А вот мужу моему она не нравилась. Он называл ее старухой Шапокляк.
Еще одна соседка, Надя, жила с нами на одной лестничной площадке. Это была невысокая мрачная девушка с растрепанными черными волосами и неизменной сигаретой во рту. Мы с ней по утрам выгуливали собак вместе: у Нади был французский бульдог Жюль. Общались мы только на "собачьи" темы.
Правда, общаться с Надей было нелегко: на вопросы она отвечала неохотно и, если не прятала глаза за темными очками, то смотрела как-то иронично-презрительно, как будто знала о тебе какую-то постыдную тайну. Но я твердо решила поддерживать хорошие отношения с соседями, поэтому старалась разговаривать с Надей как можно дружелюбнее. Ведь я ей ничего плохого не сделала, значит обижаться ей на меня не за что, а эта ее манера разговаривать - просто личная особенность.
СОСЕДСКИЕ ОБИДЫ
Однажды, встретив на улице милейшую Нину Вячеславовну, я остановилась с ней поболтать. Мимо проходила Надя, смерив нас презрительным взглядом. Поднявшись на свой этаж, я увидела Надю возле нашей двери.
- Я смотрю, ты с нашей тетей Ниной скорешилась? - усмехнулась она.
- А что?
- Я в этом доме всю жизнь прожила и про тетю Нину многое знаю. Она, наверное, тебе рассказывала, что два раза замужем была?
- Ну да.
- А почему развелась, не говорила?
- Нет.
- Так вот. Первого своего мужа она до самоубийства довела. Он был много старше нее, в институте преподавал... Однажды застал ее с соседом. Не выдержал, бросился под машину. Остался жив, развелся с Ниной и уехал.
Потом был у нее любовник, музыкант. Весь дом на ушах стоял, пока у них роман был. Когда они ссорились, Нина его выгоняла. А он под ее окном серенады ей играл на трубе. В любое время дня и ночи! А в остальное время они вместе куролесили: танцевали, песни орали... Мне мама рассказывала, как она однажды под утро проснулась от завываний в подъезде. Выглянула, а там Нина стоит, в прозрачной ночной рубашке, с высокой прической, как у Людмилы Зыкиной, и поет во все горло: "И Ленин такой молодой, и юный октябрь впереди!" А из открытых дверей квартиры аккомпанемент на расстроенном рояле...
Я рассмеялась, представив себе эту сцену.
- Весело? - усмехнулась Надя. - Дальше еще веселее. С музыкантом Нина рассталась и вышла замуж за директора магазина. Прикинь, что это значило в советские времена? Он ее любил до беспамятства, у нее было все: машина, дача, шмотки... Она родила двойняшек: мальчика и девочку, бросила работу. А потом на нее внезапно посыпались беды. Сначала глупо погиб 17-летний сын: во время грозы на него упало дерево. Дочка вышла замуж за военного и уехала в Таджикистан. Потом банковский кризис сжег все семейные сбережения. Муж не вынес этого и умер от инфаркта.
Нина осталась одна, и у нее поехала крыша. Она устроилась нянечкой в детсад. Все стали замечать, как ревниво она относится к своей зарплате: считала, кто сколько получил, и устраивала скандалы из-за каждой копейки. Она завидовала всем и устраивала мелкие пакости. То "случайно" обольет краской новую юбку молодой воспитательницы, то выбросит ее косметичку, будто бы по ошибке... Так и с соседями по дому: однажды ее пригласили в гости, так она умудрилась украсть две банки тушенки и банку зеленого горошка. Причем открытую! Теперь все соседи ограничиваются минимальным общением с ней на уровне "здравствуйте - до свидания". В твоем лице она нашла "свободные уши", ведь ты о ней ничего не знаешь! Но я хочу тебя предупредить: от нее можно ждать любых неприятностей!
...Честно говоря, я не поверила предупреждению Нади. Но вскоре поняла, что Надя права.
Однажды у нас на лестнице перегорела лампочка. Мы с Береттой возвращались с прогулки и в темноте наткнулись на Нину Вячеславовну. Та охнула от неожиданности, а Беретка испугалась и залаяла. И тут тетя Нина завопила:
- Развели псарню! По-наехали из своих деревень, от вашей вони и дерьма собачьего уже деваться некуда!!!
Я не ожидала такой реакции и, бормоча извинения, юркнула в свою квартиру.
Через некоторое время раздался звонок в дверь, на пороге нарисовались работники милиции. Они потребовали у меня документы, толковали о каких-то санитарных нормах и правилах содержания животных. Милиционеры объяснили, что им постоянно поступают жалобы от соседей, что я держу дома бойцовского пса, коорый напал на пожилую женщину. Я молча распахнула дверь в комнату и выпустила Беретту.
- Кто это? - спросил один из милиционеров.
- Бешеная собака бойцовой породы.
- Понятно, - засмеялся он. - Опять Нина Вячеславовна чудит. Вы уж извините, но она действительно закидала нас жалобами, мы обязаны были отреагировать.
"МУЖ ТЕБЕ ИЗМЕНЯЕТ!"
К тому времени я уже была беременна. И когда мое положение стало заметно, зловредная соседка снова дала о себе знать.
Я стала получать анонимки с текстом из вырезанных газетных букв, наклеенных на лист бумаги. В посланиях были оскорбления и постоянно повторяющиеся слова: "Твой супруг изменяет тебе!"
Читать все это было неприятно. К тому же я стала замечать изменения в поведении моего мужа Макса. То он задерживался на работе, то внезапно уходил куда-то после телефонного звонка... Его объяснения были правдоподобными, но подозрения уже прочно поселились в моей душе.
Однажды Надька увидела, как я достаю из почтового ящика очередное послание. Я показала ей анонимку и сказала, что получила много таких же.
- Не обращай внимания. Это опять теть-Нинины штучки. Я тебе не рассказывала, как она меня с мужем развела? Мама моя рано умерла, отец женился и жил с новой семьей. В общем, в 20 лет я осталась в квартире одна. Выскочила замуж. Он оказался ревнивцем. Устраивал скандалы на пустом месте. А тетя Нина подливала масла в огонь: то жаловалась, что, пока муж на работе, ко мне мужики толпами ходят. Наговаривала совершенно ни за что! Муж и так ревновал меня к каждому столбу, а уж после выходок тети Нины вообще устраивал дома дикие скандалы. В общем, я терпела два года, а потом развелась с ним. Спасибо, отец помог его из квартиры выгнать, он ведь на какую-то долю претендовал, хотел жилплощадь разменивать!
Надя еще долго возмущалась, так долго, что это показалось мне несколько неестественным. В самом деле, уже столько времени прошло, а она все злобствует, ведь, по ее словам, не очень-то она и дорожила своим мужем...
Когда я была уже на седьмом месяце, получила еще одну анонимку. На этот раз это была открытка-поздравление с новорожденным, а текст гласил, что у моего мужа родился сын и живет он по такому-то адресу.
Я не знаю, зачем пошла туда. "Ничего, - убеждала я себя. - Вот приду, и окажется, что нет там никакой любовницы, никакого внебрачного ребенка, и все разъяснится". Я с колотящимся сердцем поднялась на четвертый этаж и позвонила.
Окончание следует.