Даешь чаевые!

Даешь чаевые!

Одни считают чаевые признаком хорошего тона. Другие убеждены, что платить за сервис нужно по счету. Так сколько и кому давать на чай?

Одни считают чаевые признаком хорошего тона. Другие убеждены, что платить за сервис нужно по счету. Так сколько и кому давать на чай?

ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ НА ВАШЕ УСМОТРЕНИЕ
В Туле чаевые обычно оставляют официантам в ресторанах, кофейнях и барах. Реже - в салонах красоты, почти никогда - в такси. Во многих точках общепита на чеке под суммой счета печатают: "Вознаграждение официанта приветствуется, но остается на Ваше усмотрение".
- Официальная средняя зарплата официанта в Туле - 6 тыс. руб. Зависит она от заведения, количества проработанных смен и размера выручки ресторана, - рассказывает тулячка Анна Харламова, официантка ресторана. - Чтобы получить 8 тыс. рублей, надо отработать 15 смен. Поэтому чаевые составляют большую часть дохода официанта (и налогом не облагаются)! Сдавая смену, каждый официант отсчитывает 10% заработанных чаевых бармену и еще 5-10% метрдотелю, встречающему гостей и распределяющему столики. В некоторых ресторанах чаевые включают в общий счет. Одни клиенты считают это удобным. Других это раздражает, т.к. денежная благодарность - дело добровольное.
В любом случае чаевые - плата за особую атмосферу внимания и заботы, которую создает хороший официант. Он порхает вокруг вас незаметно, аккуратно следит за сменой блюд и умеет договориться с поваром, чтобы вам подали заказ быстрее. Многие "подсаживаются" на такую заботу. Ходят в один ресторан к "своему" официанту. Вызывают одного и того же таксиста: только он знает, какое радио вы слушаете.

УЛЫБКА СТОИТ ДЕНЕГ
Забота и внимание, оказанные с улыбкой, ценятся клиентами гораздо выше. В том числе и в денежном выражении. Если вы заняты в сфере обслуживания:

  • всегда искренне улыбайтесь и будьте общительны,
  • не показывайте свое плохое настроение, не грубите. Если попался клиент-хам, попробуйте отшутиться;
  • шутите. Это особенно нравится мужчинам;
  • поддерживайте дружелюбные отношения с другими сотрудниками;
  • если клиент - иностранец, вспомните все свои познания иностранного языка. Даже попытка общения на родном для клиента языке останется оцененной!

ТУЛЯКИ ГЛАЗАМИ ОФИЦИАНТОВ
Тулячка Елена К., официантка одного из ресторанов, рассказала о принятой среди официантов их заведения классификации клиентов:
"ДЕВОЧКИ-PEPSI" - тинейджеры и бедные студенты, заказывающие немного (баночку колы), не приносящие как таковой выручки, но сидящие часами;
"СЕМЕЙНЫЕ ПАРЫ" - непритязательные взрослые с детьми, заказывающие стандартные блюда и оставляющие средние чаевые;
"КОМПАНИИ ТЕТУШЕК" - дамы старой закалки, заказывающие недорогие блюда. Оставляют маленькие чаевые или принципиально не дают их, но постоянно улыбаются и благодарят официанта;
"ДЯДЕЧКИ С БОЛЬШИМИ ПУПКАМИ" - состоятельные мужчины, бизнесмены, которые оставляют самые высокие чаевые. Даже на бизнес-ланче.

В АМЕРИКЕ ВСЕ ПО-ДРУГОМУ
Студентка ТГПУ им. Л. Н. Толстого Юлия Константинова работала официанткой в США:
- Я поначалу удивлялась тому, как исправно американцы платят за обслуживание и с каким уважением относятся к официантам. Впрочем, суммы чаевых там тоже разные. Если клиент в хорошем настроении, он более щедрый. Я для себя открыла универсальный рецепт хороших чаевых: искренняя улыбка, качественно выполненная работа и ненавязчивое общение. Нужно держаться открыто. Где-то - серьезно, а где-то суметь довести людей до смеха. Юмор уместен всегда (если это не деловая встреча за обедом).

А ВЫ БЛАГОДАРИТЕ ОФИЦИАНТА?
Об этом мы спросили у самих туляков.
Татьяна Птушкина:
- Обычно я оставляю около 50 рублей чаевых, а пару минут назад отблагодарила на все 200 (сверх 5%, включенных в счет)! Все было на уровне, мне очень понравилось!
Юлия Соколова:
- Я ни разу не оставляла чаевых, только сдачу до 10 руб. не жду. Я всего лишь студентка и, приходя в кафе, плачу из стипендии. Делиться-то, в принципе, нечем! Когда буду сама зарабатывать, с удовольствием поощрю официантов за их труд!
Галина Столярова:
- Только что оставила 200 рублей. Самые большие чаевые, которые я оставляла, - 500 рублей. Но за них нужно очень сильно постараться - я очень требовательная!

НАША СПРАВКА
СКОЛЬКО ДАЮТ В ДРУГИХ СТРАНАХ

БЫЛ СЛУЧАЙ
БЕСПЛАТНОЕ ВИНО ЗА ЧАЕВЫЕ

Туляк Александр Никитин, официант тульского ресторана:
- Однажды моей клиенткой была одинокая красивая девушка, приехавшая в ресторан на дорогой машине. Она заказала к горячему белое вино. Я решил преподнести девушке бокал в качестве подарка от заведения, надеясь на продолжение знакомства. Или на высокие чаевые. Клиентка попросила мой номер телефона, узнала расписание работы: Но, увы, упорхнула, оставив всего 50 рублей чаевых. И больше в ресторан не заглядывала.
Валентин Глашкин, официант тульского ресторана, однажды обслуживал столичного клиента, который должен был быть в аэропорту через 5 часов. "Чем быстрее ты меня обслужишь, тем больше получишь чаевых", - сказал клиент Валентину. И заказал полный обед. Официант принес первое, пообещав, что второе уже готовится. В заведении был аншлаг: Вот и борщ съеден, и кофе выпит, а второе все не готово... Как ни улыбался, ни извинялся Валентин, клиент отказался от второго и, недовольный скоростью обслуживания, оставил: 500 рублей чаевых.
- Наверное, для Москвы это мало. А для Тулы - в самый раз, - философски рассудил Валентин.

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
Что значит "оставить на чай"?
В XVIII веке в английских пабах существовали специальные коробочки-копилки с надписью "To Insure Prompt Service", что в переводе означает: "Обеспечить незамедлительное обслуживание". Бросил монетку - пинта пива перед тобой.
Первые буквы выражения "To Insure Prompt Service" образовали слово "tips", в современном мире означающее "чаевые".
В России выражение "на чай" появилось в XIX веке. Этот напиток считался признаком человеческих взаимоотношений. Давая на чай, люди выражали сердечную благодарность.

Евгения ЛАПА.

26 августа 2008, в 15:42
Другие статьи по темам

Главные тульские новости за день от Myslo.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день