На вопросы читателей "Слободы" отвечала зам. начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Тульской области Раиса Михайловна Щербакова.
ИЗ ДОСЬЕ "СЛОБОДЫ" |
КАК ВЕРНУТЬ ДЕНЬГИ ЗА НЕИСПРАВНЫЙ МОБИЛЬНЫЙ
Купил в одном из салонов связи мобильный телефон, он оказался неисправным. В течение какого времени мне должны его обменять на новый или отремонтировать? Денис, Тула.
- Вы должны оформить письменную претензию на юридический адрес фирмы в двух экземплярах (на вашем экземпляре должны поставить дату приема, имя и должность сотрудника, который принял жалобу). Если жалобу отказываются принять, отправьте ее по почте заказным письмом с уведомлением. В течение 10 дней вам должны дать ответ по претензии, если требуется экспертиза - не более 20 дней. Вы можете согласиться на ремонт, тогда в течение 3 дней по письменному требованию на время устранения недостатков вам предоставят в пользование другой мобильный телефон. Либо расторгнуть договор, обменять сотовый на новый (как вариант, другой модели с доплатой), либо соразмерно уменьшить цену.
Мы купили стиральную машину с гарантией год. Через несколько месяцев у нее перегорел электромодуль. Мастер забрал деталь на гарантийный ремонт и в течение месяца так и не отремонтировал. Можем ли мы потребовать, чтобы нам поменяли машину на новую? Людмила Владимировна, Тула.
- Да, вы имеете право обратиться к продавцу с письменным требованием заменить стиральную машину на новую или расторгнуть договор купли-продажи и получить назад деньги. Кроме того, у вас есть на это основание - существенный недостаток бытовой техники.
В одном из ювелирных салонов я купила кольцо, из которого выпал камень. Украшение взялись отремонтировать, но не возвращают уже два с половиной месяца. Имею ли я право получить назад деньги? Алла Геннадьевна, Тула.
- Вы можете требовать расторгнуть договор и вернуть стоимость кольца из-за неразумно долгого срока ремонта (к сожалению, эти сроки на сегодняшний момент не регулируются законодательством, но в скором времени будут составлять не более 30 дней). Для этого нужно написать письменную претензию на имя директора магазина. Если он откажется вернуть сумму добровольно, можно обратиться в суд.
КАКОЙ ТОВАР НЕЛЬЗЯ ОБМЕНЯТЬ
Правда ли, что существует ряд товаров, которые не подлежат возврату? Михаил, Тула.
- Качественные товары, которые не подходят по цвету, фасону, габаритам, например, одежду, согласно закону "О защите прав потребителей" можно поменять в течение 14 дней, если сохранены чек и фирменные этикетки. Наряду с этим существует перечень качественных товаров, которые не подлежат обмену и возврату. К ним относятся средства личной гигиены, товары медицинского назначения, оружие, периодическая печать, сложно-бытовая техника, мерные материалы (например, отрез ткани), парфюмерия, косметика, нижнее белье, чулочно-носочные изделия, посуда и бытовая техника, которую используют для приготовления пищи, мебель, изделия из драгоценных металлов и с драгоценными камнями, автомобили, животные, растения.
Месяц назад я ремонтировал свою "ГАЗель" в автомастерской - чистил карбюратор. Мне дали гарантию на ремонт две недели. Однако через три дня после ремонта появился шум в двигателе. Знакомые специалисты обнаружили причину: во время ремонта карбюратора плохо укрепили болтик, который попал в двигатель. Я обратился в автосервис с просьбой оплатить затраты по ремонту, но они согласились компенсировать расходы только в том случае, если их вину подтвердит экспертиза в их же мастерской. Но я не уверен в справедливости такой экспертизы. Что мне делать? Николай Цой, Тула.
- По закону, эксперт несет юридическую и уголовную ответственность за достоверность экспертизы. Кроме того, вы имеете право оспаривать заключение в судебном порядке. Если экспертизу будет проводить автосервис, он будет оплачивать ее стоимость. Вы можете предложить провести независимую экспертизу за ваш счет в другой организации.
В одном из строительных магазинов я купила несколько упаковок плитки. Ее доставили и, видимо, испортили одну упаковку при погрузке - края плитки были отбиты. Но дефект я обнаружила только спустя некоторое время. Как мне быть? Ольга Малышева, Тула.
- В подобной ситуации нужно проверять весь товар в присутствии доставщиков. Если дефект сразу обнаружится, магазин обязан поменять вам товар. Сейчас доказать, что плитку привезли уже расколотую, будет сложно. Попробуйте обратиться с письменной претензией на имя директора магазина. Будем надеяться, что он пойдет навстречу и заменит плитку.
КАК ЗАМЕНИТЬ НЕКАЧЕСТВЕННЫЙ ТОВАР?
1. Как только вы обнаружили недостаток, сразу обращайтесь к продавцу с просьбой заменить товар или вернуть деньги.
2. Если продавец отказывается, составьте письменную претензию в 2 экземплярах. Вам должны ответить в течение 10 дней, если потребуется экспертиза - не более 20 дней.
3. Если ответ вас не устраивает, обратитесь с исковым заявлением в суд. А также оставьте письменную жалобу в отделе защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Тульской области.
4. По факту обращения в течение 30 дней специалисты проведут проверку. Если будут выявлены нарушения, продавца оштрафуют (на юридические лица, к примеру, налагают штраф до 50 тысяч рублей).
Куда направить жалобу
Раиса Михайловна Щербакова и специалисты отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Тульской области принимают по адресу: Тула, ул. Оборонная, 114, каб. №208, тел. 37-40-75. Консультации бесплатные.
НА ЧТО ЖАЛУЮТСЯ ТУЛЯКИ
Всего в отдел защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзорав 2006 году поступило около 1 тысячи жалоб, 90% которых было разрешено в досудебном порядке. Больше всего нареканий вызвали: