Нет, что ни говори, жить мы стали лучше. Пошел в магазин или на рынок, выбрал модную одежку по размеру, и никаких тебе хлопот. А помните, какие неимоверные усилия надо было предпринять в эпоху тотального дефицита, чтобы выглядеть более-менее прилично? Платья в стиле "кантри" из набивного ситца с кружевной отделкой, по прогнозам стилистов, совсем скоро вновь войдут в моду. Свитеры с горлом-трубой были на пике популярности четверть века назад.
Я, ВАНЬ, ТАКУЮ ЖЕ ХОЧУ!
На полках магазинов, под устоявшимся слоем пыли томился скучный, никому не нужный ширпотреб. Легкая промышленность выдавала "на-гора" тонны неудобной, некрасивой, нескладной, неладной и категорически не модной одежды и обуви.
Одно дело, если бы советские граждане жили в полнейшей изоляции и не знали, что где-то там, за полосатым шлагбаумом, отделявшим наше государство от остального мира, люди носят совсем другие вещи - стильные, яркие и очень качественные. Иногда, правда, некоторые из них импортировались в СССР. Но это вовсе не означало, что их можно было приобрести легальным путем (т. е. в магазине) и за те деньги, что они реально стоили. Потому что на пути всех этих юго-славских батничков и свитерочков, японских нейлоновых курток, ажурного гэдээровского нижнего белья и колготок, стильных венгерских костюмов, прочных финских сапожек, мягких китайских махровых полотенец и прочих атрибутов "красивой жизни", стеной вставала отечественная торговая мафия. Так что на прилавки попадали жалкие остатки, которые оказались невостребованными многочисленными знакомыми и родственниками завбазами, завмагами и т. д. и т. п. Но и за этими "остатками" выстраивались ки--лометровые очереди, в которых падали в обмороки, ругались, а порой и дрались рядовые колхозники, рабочие и представители интеллигенции...
КТО СШИЛ КОСТЮМ? МЫ!
Свои услуги по изготовлению одежды и обуви предлагали многочисленные ателье и Дома быта. Но, товарищи дорогие, есть ли среди вас хоть один человек, кто остался доволен "изделиями", выходившими из-под рук доблестных мастеров индпошива?
Результат обращения в ателье был непредсказуем. Никто не гарантировал, что после нескольких примерок, на которые уходило огромное количество времени, сил и нервов, готовая вещь устроит вас по размеру и фасону. И очень часто безнадежно испорченное платье, кофточка или пальто сразу после ателье вешалось в шкаф и больше никогда оттуда не доставалось!
Причем на начальном периоде, когда модель отрисовывалась на бумаге, все было просто замечательно! Почему, каким образом в процесс производства вкрадывалась зловредная порча - совершенно непонятно...
Непонятно и по сей день, почему, когда в моду вошли брюки-клеш, в ателье отказывались делать их шире 27 сантиметров по низу, когда надо было 35?
И куда все-таки подевались довольно солидные куски кримплена, которые должны были остаться после раскроя и пошива моего платья?!
...Одна моя знакомая, работавшая в середине 70-х годов руководителем сводного хора работников торговли, к смотру художественной самодеятельности решила одеть своих артистов в красивые костюмчики. Выписали в профкоме деньги, купили в Москве добротную ткань (специально ездили). И по протекции (!) какого-то немаленького начальника отдали ее в Дом быта на ул. Колетвинова. А дальше все покатилось своим чередом: примерки, томительное ожидание...И вот они, 25 сарафанчиков-уродцев и кофточек-калек! Причем заказ был выполнен аккурат накануне смотра. После долгих разборок и звонка "сверху" что-то перешили заново, что-то откорректировали, но праздник был испорчен...
Слава, слава мастерам!
Но нет правил без исключений. Были, были во времена развитого социализма чудо-закройщики и закройщицы, добрые воспоминания о которых живы и по сей день! Так, например, одно время в ателье "Грация" на улице Н. Руднева работала Лариса Владимировна Кузьмина, которая проектировала и шила вещи совершенно эксклюзивные, штучные. Она и по сей день в строю, руководит собственным ателье, которое находится на 3-м этаже ТЦ "Инд-Гарник".
Не знаю, жив ли закройщик Беловинцев, который слыл среди мужской части населения настоящим волшебником. Сшитые им костюмы и брюки садились на фигуру, как влитые. Казалось, нет такой детали джентльменского гардероба, которую он бы не смог изготовить.
Так, например, в начале 70-х, когда само слово "смокинг" было мало кому известно, он без труда, как будто всю жизнь только этим и занимался, сшил эту вещь для одного представителя тульской богемы. Тот надевал ее по особо торжественным случаям вплоть до недавнего времени.
В ателье, которое было на перекрестке улиц Клюева (в то время Рогожинского бульвара) и Шевченко тоже был некий портной, еврей по национальности, шивший исключительно качественную мужскую одежду.
А кто помнит сапожника исмета, чей киоск стоял на углу ул. Первомайской и Софьи Перовской? Какие классные модельные туфельки и босоножки он тачал!
Я вспомнила только тех мастеров, которых знала лично или о которых слышала от друзей. Но ведь были и другие. И если вам есть что рассказать о них - пишите!
СОЛНЦЕ НА СПИЦАХ
Было бы несправедливо обойти вниманием такой элемент системы бытового обслуживания населения, как трикотажные ателье. Самое "крутое" функционировало в новом Доме быта на Каминского. Здесь в середине 80-х был экспериментальный цех, где работали талантливые модельеры и дизайнеры.
Их потрясающие воображение работы можно было увидеть на показах, которые тогда проводились довольно часто, собирая множество заинтересованной публики.
Кстати говоря, именно оттуда вышла в мир Высокой моды (причем, не только российской, но и мировой) "трикотажница" Люда Доброхотова. Теперь у нее - свой Дом моды, регулярные показы коллекций на самых престижных площадках Европы. В одежде с ярлычком "Luda Dobrohotova" щеголяют знаменитые артисты, певицы и политики. Знай наших!
Однако вернемся с небес на землю. Итак, трикотажные ателье были, но обращались в них немногие, потому что искусство вязания было освоено подавляющим большинством советских женщин.
Вязали спицами и крючком, дома и на работе, в очередях, электричках и самолетах... Вязали маленькие шарфики и огромные шали, детские кофточки и солидные пальто, изящные перчатки и объемные свитера...
Хорошая пряжа была дефицитом, поэтому распускали старый трикотаж и - вязали, вязали, вязали... Изобретали хитрые узоры, переписывали друг у друга в специальные тетрадочки схему их построения, отыскивали супер-пупермодели в редких специализированных журналах...
В 1971 году на фабрике "Суворов-ская нить" начали выпускать объемную пряжу, которая сразу стала пользоваться огромной популярностью у тульских мастериц. Причем по большей части приобретали ее не в магазинах, куда она попадала легальным путем, а с рук, незаконно умыкнутую с предприятия целыми бобинами или огромными мотками.
А помните легендарный "королевский" мохер, который че--моданами привозили из заграничных вояжей предприимчивые сограждане и продавали здесь за баснословные деньги?! А громадные береты из него, которые модницы ни за что не хотели снимать в кино, вызывая негативную реакцию у сидящих сзади зрителей? А шапочки-менингитки из кроличьего пуха? А ажурные, "шуршащие" сумки из синтетической бечевки?
И вообще, какие самые яркие воспоминания о моде 70-80-х годов стучатся в ваше сердце? Поделитесь ими, мы будем рады!
Дорогие читатели!
Ваших писем и звонков с предложением новых тем ждет ведущая рубрики Елена Рябикова.
Звоните по телефону 35-04-97, пишите на e-mail: [email protected]