Просто ректор

В гости к ректору Тульского государственного педагогического университета Надежде Анатольевне Шайденко мы собирались давно. Но из-за ее огромной занятости встречи откладывались. И вот наконец ректор нашла возможность поговорить с корреспондентом "

В гости к ректору Тульского государственного педагогического университета Надежде Анатольевне Шайденко мы собирались давно. Но из-за ее огромной занятости встречи откладывались. И вот наконец ректор нашла возможность поговорить с корреспондентом "Слободы".

ИЗ ДОСЬЕ "СЛОБОДЫ"
Надежда Анатольевна Шайденко - доктор педагогических наук, профессор, действительный член Академии гуманитарных наук, Академии естественных наук.

Семья: муж, дочь, два внука.
Домашние питомцы: шарпей по кличке Винсент.
Любимое место отдыха: Крым, города Ялта, Портенит.
Любимый исполнитель: Валерий Леонтьев.
Машина: "Ниcсан-экстрейл".


Мы встретились в ее рабочем кабинете, на втором этаже 4-го корпуса. Захожу. Большой стол с разложенными на нем деловыми бумагами, сотни книг в шкафах, много цветов. Лаконично, ничего лишнего, но при этом - очень уютно.

 10-й класс. Какую дорогу выбрать?

УЧИТЕЛЕМ? ДА!
- Надежда Анатольевна, вот уже почти 15 лет Вы возглавляете один из крупнейших педвузов России. А почему Вы решили стать учителем?
- Начнем с того, что родилась я и выросла в семье педагогов. Папа, Анатолий Яковлевич, учился в Тульском механическом институте, потом ушел на фронт, а после окончания войны вновь вернулся в родной вуз и проработал там всю жизнь на разных должностях - от ассистента до проректора по науке. Одно из его достижений - создание кафедры гироскопических приборов.
Мама, Елена Борисовна, закончила тот же институт, но работала не инженером, а учителем труда. Причем работала она в 42-й школе для детей с отклонениями в развитии, которую в свое время создала бабушка, Анна Ивановна Долгова.
Родителям я благодарна за то, что они дали мне уникальное образование. У них была специфическая система воспитания. Если нам с сестрой что-то было интересно, сразу приглашали репетиторов по этому предмету. Будучи круглой отличницей, я занималась физикой, химией, с 1 класса - иностранным языком. А в 9-м стала ходить на дополнительные занятия к преподавательнице истфила пединститута Зинаиде Герасимовне Нееловой. Она щедро делилась со мной обширнейшими знаниями из области литературы и русского языка, мировой культуры. Наверное, именно она помогла определиться с выбором профессии.
- Родители одобрили Ваш выбор?
- Откровенно говоря, не очень. Ведь я училась в специализированном математическом классе 58-й школы, и папа надеялся, что я продолжу инженерные традиции семьи.

КУЗНИЦА ТАЛАНТОВ
- Прекрасно учась в институте, Вы находили время и для занятий художественной самодеятельностью...
- Скажем так: поначалу самодеятельностью я занималась по принуждению. Наши глубокоуважаемые педагоги - Рафаэль Соломонович Шнейдерман и ныне здравствующая Татьяна Михайловна Макарова - иначе, как через сцену, не представляли себе обучение истфиловца. И они были правы! Теперь я это понимаю и, обращаясь к преподавателям или студентам, говорю: "Для будущего хорошего учителя 5 минут на сцене иногда важнее нескольких часов, проведенных в читальном зале!" Ведь педагог - это своего рода артист, который каждый день играет перед сложной аудиторией мини-спектакли.
Самодеятельностью наш институт всегда славился, а сейчас она - на высочайшем уровне! Во-первых, на порядок выше стало техническое обеспечение. Например, у нас есть оборудование, позволяющее писать оркестровые музыкальные фонограммы для исполнителей. Во-вторых, к нам приходит учиться много одаренных ребят, у некоторых за плечами - участие в фестивалях, победы в разных творческих конкурсах. Попадая на благодатную почву, они сами начинают вести кружки!
- Сегодняшние студенты сильно отличаются от тех, что были раньше?
- Обо всех судить не возьмусь, потому что в других вузах все может быть по-иному. Что касается студентов нашего университета - да, отличаются. Они стали практичнее, четко понимают, чего хотят. Они более открытые, готовы впитывать знания. И это радует.
Хорошо и то, что к настоящему времени исчезла дифференциация по экономическому признаку: профессия педагога не представляет интереса для детей состоятельных родителей, и они поступают в более "престижные" заведения. К нам идут учиться, по большей части, ребята из семей сельской и городской интеллигенции, примерно равные по материальному положению. Есть среди них настоящие интеллектуальные "звездочки", которые составляют гордость и надежду университета.
Но вот что касается здоровья, общего физического развития, то здесь все не так хорошо. Много ребят болезненных, хрупких, и им очень непросто выдерживать учебные нагрузки.

ПЕДВУЗАМ - БЫТЬ!
- Если говорить о нагрузках, то их Вам хватает с лихвой...
- Нынешняя ситуация в высшей школе такова, что сказать: за этот участок я спокоен - нельзя. Сейчас полная неопределенность перспектив, периодические "наезды" на педобразование как на систему. Дошло до того, что министры образования ставили вопрос: "А нужны ли педвузы вообще?" И мы - ректорский корпус, и я в том числе - вынуждены были объяснять, чем педагогический вуз отличается от технического, чем учитель отличается от другого специалиста и почему учителей надо готовить только в педагогическом вузе.
- Есть ощущение, что там (в Минобразования и науки) все поняли правильно?
- По большому счету, нет. Мы не знаем, что будет после принятия в третьем чтении "Закона об автономных организациях". Чем мы станем - вузом, коммерческой структурой или вообще непонятно чем? Хорошо, что есть прочные контакты с ректорами сильных вузов, которым можно позвонить и спросить: "А как вы-то с этими проблемами справляетесь?" Есть понимание и поддержка губернатора, областной и городской администраций.

ЖЕНА, МАМА, БАБУШКА
- Расскажите, пожалуйста, о своей семье.
- В сентябре 1970-го в корпусе на Менделеевской я познакомилась со студентом-историком Володей Подзолковым. А в этом году мы с ним отметили 33 года супружеской жизни. Владимир Григорьевич тоже педагог, доктор наук, профессор кафедры правовых дисциплин нашего университета. Дочь Александра в декретном отпуске по рождению второго ребенка. И она учитель, курирует в департаменте образования профессиональную школу. Ее супруг Александр - доцент факультета технологии, экономики и сельского хозяйства нашего вуза.
- Как думаете, внуки пойдут по учительской линии?
- Сейчас говорить об этом рано: Арсений еще совсем маленький, да и Даниилу всего 8 лет.
- Арсений - какое имя интересное...
- Мне очень нравится. Разве плохо звучит для уха филолога - Арсений Александрович? Я его так и называю, по имени и отчеству. Второй внук очень часто у нас бывает. Мы с ним оба по гороскопу Стрельцы, много общего в характерах. Оба любим Черное море. Для меня море - возможность напитаться энергией, силами. Стараемся выезжать регулярно, но в этом году не получилось. И вот теперь чувствуется накопившаяся усталость. Вообще - обожаю Крым, я там счастлива.
- А что еще любите?
- Очень люблю делать всякие зимние заготовки. У нас на даче в Петровском помимо облепихи, жимолости, смородины, груш и яблонь, есть 2 теплицы, где растут огурцы-помидоры. Причем вырастает их столько, что хватает на всю семью. Летом дни долгие, я успеваю после работы заехать, собрать урожай и отправляюсь домой "делать банки". Это же целое искусство! Все подряд я не кидаю, стараюсь создавать яркую палитру: красные помидоры, зелень, желтые перчики, зеленые огурцы...
- И много такой вкуснятины в "закромах"?
- Не менее 60-ти банок разных маринадов и примерно столько же компотов. Семья-то большая, хочется натуральными продуктами их кормить.

Беседовала
Елена РЯБИКОВА.

18 октября 2006, в 11:49
Другие статьи по темам

Главные тульские новости за день от Myslo.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день