1. Моя Слобода
  2. Новости
  3. Архив
  4. Друзья-однополчане - Архив Тульских новостей - MySlo.ru
Друзья-однополчане

Друзья-однополчане

После публикации в «Слободе» (№18 от 1 мая и №19 от 8 мая) истории под названием «Фронтовичка» на нее неожиданно откликнулась дочь командира той самой фронтовички  Инна Кузнецова (Семенова).  Благодаря газете она встретилась с автором статьи и рассказала о своих родителях, их безумной любви, о военных бедах и победах.

После публикации в «Слободе» (№18 от 1 мая и №19 от 8 мая) истории под названием «Фронтовичка» на нее неожиданно откликнулась дочь командира той самой фронтовички  Инна Кузнецова (Семенова).  Благодаря газете она встретилась с автором статьи и рассказала о своих родителях, их безумной любви, о военных бедах и победах.


Виктор Семенов. 1960 год.

Окончание. Начало в №25

Инна Кузнецова (Семёнова).

На гражданке

После ухода отца в отставку в 1961 году наша семья переехала в Тулу по настоятельной просьбе мамы. В Туле жили её родные, её боевые подруги, здесь прошло её счастливое детство. Виктор Семёнович устроился на работу в горисполком, где стал главным инженером жилкомхоза. 

Он привык к армейской дисциплине, организованности, к чёткому выполнению своих приказов подчинёнными. Но это была «гражданка», приказы его повисали в воздухе, коммунальщиков было трудно раскачать, а сантехников – пробудить после постоянного «вчерашнего».

Он приходил домой на взводе, просил Валентину налить ему рюмочку перед обедом, чтобы снять напряжение, и потом долго обсуждал с ней свои рабочие проблемы. Мама могла не только терпеливо выслушать, но и дать дельный совет. Он очень ценил жену за её практичный ум, за умение увидеть корень проблемы и подсказать пути решения. Успокоившись, он выходил из кухни повеселевшим и затягивал (слегка фальшивя) «Раскинулось море широко»…

Мне Тула не понравилась совсем. Здесь не было моря! Летом меня отправляли в пионерский лагерь.

Встреча

В пионерском лагере и произошла последняя встреча Виктора Семёновича, бывшего боевого командира, со своим бывшим бойцом Олей Наумовой, которая тоже приехала к дочери, работавшей там вожатой.

Радость их встречи трудно описать словами. Увидев Олину дочь, Виктор Семёнович воскликнул: «Ну вылитый Генька!» Встреча  эта состоялась в 1966 году, а в 1967 году Виктор Семёнович скоропостижно скончался от разрыва аорты. Ему было всего 47 лет. Он только успел позвать свою любимую Валентину и сказать ей: «Валя, я умираю». Это произошло так неожиданно, что Валя застыла в ужасе, глядя, как лицо любимого мужа вдруг исказилось, одна сторона его стала пунцовой, а другая – мёртвенно-бледной. Он еще силился что-то сказать, но жизнь покинула его тело ещё до приезда «скорой помощи». Я помню мамин крик. Она вопила на одной ноте и рвала на себе волосы.

«Зачем она так кричит? – думала я. – Ведь своим криком она не вернёт папу назад».  Я была ещё слишком молода и неопытна, чтобы понять всю боль утраты любимого человека. Я поняла маму через много лет, но об этом я пока не могу писать, простите.

Жизнь без отца

Похоронили моего дорогого папу на Всехсвятском кладбище, недалеко от храма.

Каждый год в День Военно-морского флота я прихожу на его могилу. В другие дни – как уж получится, но в День ВМФ обязательно. Теперь мы будем ходить вместе с моей названой сестрой – мы, дети фронтовиков.

Похоронив Виктора, мама долго не могла прийти в себя. Она решила устроиться на работу – нашлось место администратора в гостинице «Москва». Новые обязанности, постоянное общение с людьми, необходимость поддерживать хорошую форму отвлекли её от грустных мыслей и, когда один лётчик предложил ей стать его женой, она не отказалась. Мама постаралась объяснить мне, что она не предаёт папу, он всегда будет в её сердце, но ей слишком тяжело одной.

«Инночка, детка, ты уже взрослая, скоро ты встретишь своего суженого. Я не хочу быть тебе обу­зой. Ты всегда и во всём можешь рассчитывать на мою поддержку, но я должна быть независимой».

А я так тяжело пережила смерть папы, что, несмотря на свои музыкальные способности, поступила не в музыкальное училище, как планировала ранее, а стала медсестрой, чтобы помогать больным людям. Так и проработала до пенсии в 6-й медсанчасти. Зато выйдя на пенсию, я вернулась к своей любимой музыке.
Мама испытала  ещё одно горе, схоронив своего второго мужа, но это уже совсем другая история.

Любимые песни

Работая администратором гостиницы, моя мама Валентина Ивановна общалась со многими знаменитостями, приезжавшими в Тулу. Однажды на гастроли приехала Клавдия Шульженко. Мама была искренней почитательницей её таланта и сказала ей, что на фронте «Синий платочек» был их любимым вальсом.

Узнав о том, что Валентина фронтовичка, Клавдия Ивановна пригласила её отужинать с ней в ресторане, вспомнить фронтовую молодость, любовь и дружбу. Я присутствовала при этой встрече. Клавдия Ивановна держалась очень просто, относилась ко всем в высшей степени доброжелательно и спела несколько песен из своего репертуара. Мы дружно подпевали «Строчит пулемётчик за синий платочек, что был на плечах дорогих…». У меня до сих пор хранится пластинка с её автографом.

Мама вообще любила фронтовые песни, слушая «Землянку», она всегда вспоминала, как сидели они с Виктором при тусклом свете коптилки, прижавшись друг к другу, в железной печурке весело потрескивали дрова, на коленях у неё громко мурлыкала приблудившаяся кошка.


Несмотря на все тяготы и лишения фронтовой жизни,
эти двое были счастливы – они нашли друг друга
в таком огромном и таком страшном мире.


– Почему ты стал военным? – спрашивала она у него. – Неужели тебе нравится воевать?

 – О чём ты говоришь, Валентина? Я, ты, все мы защищаем свою  Родину, свой народ. Я ненавижу войну, но я буду сражаться до тех пор, пока захватчики не будут изгнаны с нашей земли.

Полковник Кудишин

Какие сильные, мужественные, отважные и красивые душой и телом мужчины любили мою маму!

На папины похороны приехал друг, подполковник Генштаба, он много лет был безответно влюблён в мою маму. Вернее, он ей явно нравился  (он просто не мог не нравиться!), но она и слышать не хотела о том, чтобы переехать из Тулы в Москву.

– Я никогда не смогу бросить своего Виктора, – повторяла она в ответ на его уговоры.

– Но он уже ушёл туда, откуда нет возврата…

– Его могила здесь, его дух здесь, только здесь я могу с ним поговорить.

И она часами сидела у могилы своего любимого мужа, рассказывая ему о своей жизни.

И лишь через несколько лет она всё же согласилась стать женой полковника Кудишина. Не могу сказать, была ли счастлива с ним мама. Главным мужчиной в её жизни всегда был Виктор.

Обе наши фронтовички упокоились с миром на 82-м году жизни. (Интересное совпадение: Ольга родилась в мае, умерла в феврале, Валентина родилась в феврале, умерла в мае). И та и другая не мучились перед смертью.  Бог оценил их подвиг во время войны и забрал их, когда они жили ещё маленькими радостями.

Спите спокойно, дорогие наши фронтовики!      

 

Ты тоже пишешь?
Поделись творчеством
на [email protected]

 

Следите за нашими новостями в удобном формате

Перейти в Дзен

25 июня 2013, в 21:01 0
Другие статьи по темам
Прочее

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.

Только главные новости!

Получай уведомления от Myslo.ru о самых важных событиях.