Напомним, что сегодня губернатор Тульской области Алексей Дюмин объявил о старте работ по созданию тульской набережной.
Проект представил Олег Шапиро, известный московский архитектор, создатель архитектурного бюро, которое разработало и реконструировало важнейшие объекты столицы: Крымскую набережную и парк им. Горького, Зелёный театр ВДНХ, институт «Стрелка», Электротеатр «Станиславский» и другие знаковые для Москвы проекты.
Представляя свою работу, Олег Шапиро рассказал, что будет располагаться на набережной и какова судьба самой реки.
Главная фишка проекта - это сама Казанская набережная и старое русло реки Упы. Русло будет очищено и превращено в канал шириной до 10 м, глубиной от 0,7 до 1,5 м. Поступление воды в канал будет регулироваться системой входного и запорного шлюзов. Сама набережная будет двухуровневая – променад вдоль воды и верхний променад. На верхнем уровне будут чередоваться «зеленые» зоны спокойного отдыха и зоны активного отдыха.
- Конечно, всю реку преобразовать в рамках этого проекта мы не сможем. Поэтому ограничились старым руслом реки, - пояснил Олег Шапиро. – Дно будет очищено, ориентировочно придется вынимать слой ила в 5 метров толщиной. По сути, получится канал со стоячей водой. И зимой, вполне возможно, в центре Тулы будет свой «голландский» каток.
Вниз к реке будут вести ступеньки, которые при определенных условиях могут стать амфитеатром под открытым небом – чтобы смотреть кино на противоположном берегу реки. Такие технологии использованы в столичных парках им. Горького и Сокольники.
Здесь же могут проходить городские мероприятия, в том числе фестивали.
На набережной появится сиреневый сад, будут посажены деревья, кустарники и многолетники, цветущие с весны до осени.
Будут сохранены существующие два заводских мостика – это видовые точки набережной.
На набережной запроектированы две большие площадки для детей – от 2 до 6 лет и для подростков. Два холма, когда-то бывших заводскими хранилищами, превратят в скейт-горки. Кстати, с тульскими скейтерами архитекторы уже поговорили - ребята готовы «переселиться» с площади Ленина на набережную.
Что дает реализация этого проекта тулякам? По словам автора проекта Олега Шапиро, всё! Во-первых, живой центр со многими формами активности для граждан разного возраста и увлечений. Во-вторых, улучшится экологическая ситуация в центре. В-третьих, это важный вклад в экономику города и малого бизнеса. Это новое привлекательное место не только для горожан, но и для туристов. Тула получит новую идентичность – помимо оружия, самоваров и пряников, это будет город удивительной общественной жизни. Жизни нового качества!
- Мы представили эскиз. Далее – стадия проектирования, где и будет определена стоимость его воплощения в жизнь. Мы применяем экономичные решения. Через месяц сможем сказать, во сколько обойдется Тульская набережная,- пояснил архитектор.
На вопрос, а как в проекте будет участвовать площадь Ленина, улицы Староникитская и другие, архитектор ответил коротко:
- В рамках одного проекта сделать это нельзя. Но когда есть точка роста, будут возникать и другие. Разрушить и перестроить город целиком в одночасье нельзя. Он должен развиваться постепенно. А что касается площади Ленина, сделаем там стоянку туристических автобусов!
Алексей Новиков, декан Высшей школы урбанистики (ВШУ) им. А.А. Высоковского НИУ Высшая школа экономики, считает, что проект «Тульская набережная» станет отправной точкой, которая будет задавать импульс развития всей остальной среде.
- Такие проекты - не только объекты благоустройства, они в большей степени - объекты инвестиций. Причем, инвестиции гораздо эффективнее, чем в промышленное производство или строительство недвижимости. Правильно устроенная городская среда – это экономический капитал, он создает денежный поток и широкий спектр социальных и профессиональных ролей. Для понимания поясню на примере. Одно рабочее место на машзаводе ведет к образованию 1-3 рабочих мест в смежных отраслях, а одно место в музее – к 7. А если музей расположен в правильно организованной городской среде, то и до 15!
По словам урбаниста, у Тулы прекрасная историческая планировка. И 500 тысяч жителей – тот самый размер для города, когда в нем оптимально жить. Но с другой стороны, слабые пешеходные связи, нет пешеходных улиц. И проект «Тульская набережная» нацелен на восстановление экономического потенциала центра.
- Если посмотреть в будущее, Тула – отличная альтернатива московским спальным районам. Создав тут правильную городскую среду, мы изменим качество жизни. А с учетом часовой доступности до международного аэропорта, город получит колоссальные преимущества. Именно такими городами для жизни и работы интересуются люди будущих профессий, - сказал после презентации проекта Алексей Новиков.
Кстати, вечером в день презентации проекта «Тульская набережная» Алексей Новиков прочитал тулякам лекцию о развитии города. Об этом см. тут