Сегодня я расскажу о небольшом путешествии в Вену - столицу Австрии. Нет, не волнуйтесь, традиционных достопримечательностей в посте не будет - про это в интернете и так много рассказывается. Но в промежутках между музеями и памятниками архитектуры я старался обращать внимание на мелочи, которые составляют городскую жизнь, главным образом - на муниципальную транспортную систему, каждый раз делая ремарку: а если бы в Туле?
Для начала спойлер.
В Вене нет пробок.
Хотя машин там “до фига и больше” (запаркованы все улицы), за неделю ни одной пробки я не увидел. Может, повезло и я не в те места все время попадал, хотя полгода назад в соседнем Будапеште наблюдал серьезные пробки каждый вечер.
По-видимому, все из-за того, что в Вене очень крутой общественный транспорт. Жители Вены личными машинами, похоже, почти не пользуются по рабочим дням - не нужно. Весь город покрывает большое количество линий разного вида транспорта, связанных в единую систему (метро, трамвай, автобус и городская электричка).
Разумеется, все билеты приобретаются на время, а не на поездки - все пересадки бесплатны. Билетное меню обширное. Есть вариант на одну поездку (вернее, на небольшое время - стоит космических денег, 2.40 евро). Недельный проездной больше подходит туристам - 17.10 евро, тоже немало, но зато катайся, сколько влезет. У жителей годовые проездные, сколько стоит - не знаю точно (365 евро что ли), зато знаю, что они именные, и даже если забудешь проездной дома и схватишь штраф, его можно будет отменить позднее.
Штраф, кстати, немаленький - 110 евро. Это позволяет избавиться от кондукторов в транспорте (они требуют очень много денег) и обойтись контролерами, которые, кстати, за неделю мне ни разу не встретились. Турникетов нет даже в метро, только компостеры. Они печатают время, когда начата поездка.
А если не успел купить билет, то можно воспользоваться билетным автоматом:
Кстати, в Праге, Будапеште и Братиславе такие экспресс-автоматы стоят на остановках, а вот в Вене - внутри транспорта. Видимо, город решает, какой вариант выгоднее. Но в любом случае, они требуют гораздо меньше затрат, чем получающий ежемесячную (хоть и небольшую) зарплату кондуктор или продавец билетного киоска.
Можно так в Туле? Разумеется! Тут вообще ничего экстраординарного нет. По слухам из “белого дома” к системе бесплатных пересадок и билетов “по времени” уже приходят (хотя можно было бы уже 10 лет назад начать приходить).
При этом бесплатные пересадки возможны на всех видах транспорта! А их, как я уже говорил, тут немало. Причем два разных вида транспорта почти никогда не ходят по одной линии (за исключением небольших участков и пересадочных узлов). Вот, кстати, такой пересадочный узел:
Слева автобус, посередине - трамвайные пути, справа - метро. Если метро отбросить - получится узел, прекрасно подходящий для Тулы.
В Туле же сейчас, на мой взгляд, с маршрутами не очень. По нескольким транспортным артериям параллельно идет практически все, что можно. Советская и Октябрьская в этом смысле - монстры, впитавшие в себя множество дублирующих и вытесняющих друг друга маршрутов всех тульских видов транспорта. Доехать по проспекту Ленина на троллейбусе, пересесть на трамвай и проскочить на нем по изолированным путям любой из перегруженных мостов мне кажется было бы более эффективно.
Городская электричка - вообще странная для меня штука, я боялся с непривычки в нее лезть, да и навигатор практически никогда ее не предлагал. Встретиться с ней трудновато, пересадочных станций не так много.
Как я понимаю, основная фишка городской электрички - использование уже существующей железнодорожной инфраструктуры. ЖД пути практически всегда поддерживаются в отличном состоянии, и, по сути, это почти метро. Помните, были уже безумные проекты, их описывали на myslo.
На самом деле, для Тулы такой вариант совсем не подходит. Дело в том, что все тульские станции, кроме Московского вокзала, находятся на отшибе, туда не ходит ни один вид общественного транспорта. И даже если бы и ходил, все пути идут по Туле довольно криволинейно, так что для перемещения по нашему городу использовать этот транспорт было бы странно.
И тем не менее, это не снимает моего давнего внутреннего вопроса, почему железнодорожный транспорт почти не используется у нас для поездок в пригород. Почему такие популярные пригородные направления как, например, Щекино или Узловая обслуживается маршрутками-убийцами или еле шевелящимися большими автобусами? Почему поезда в Новомосковск не ходят каждый час, а в Щекино - каждые полчаса? Почему дорогущая железнодорожная инфраструктура у нас в области фактически простаивает? Вопрос без ответа, в пустоту…
Вернемся к инфраструктуре трамвайной. Для того, чтобы пользоваться трамваями было безопасно, трамвайные остановки оборудованы платформами. Это актуально там, где непосредственно рядом с остановкой проходит несколько автомобильных полос. Своего фото такой платформы у меня не оказалось, нашел на гугл-картах. Причем подобрал вариант, максимально похожий на Советскую или Октябрьскую.
Реально ли такое в Туле? Уверен, что, да. Главное, не бояться сужать полосы до минимально разрешенной ширины, жертвовать парковками, искривлять автомобильные полосы (это даже хорошо!). Может, где-то на метр и тротуар сузить - ради безопасности не грех.
Если рядом с трамвайными путями проходит совсем узкая автомобильная полоса, то в Вене реализуют особый вид платформы - она так и называется, “венская”. Для этого дорожное полотно поднимается вверх на несколько сантиметров.
Так это выглядит сбоку - небольшой, но ощутимый подъем:
Так - из окошка трамвая:
Здесь сразу два преимущества. Во-первых, с такой платформы удобнее заходить в трамвай (и выходить из него). А во-вторых, получается огромный лежачий полицейский. Водители вынуждены переезжать через такую “платформу” очень аккуратно.
Отличный вариант для тульских трамвайных улиц с одной полосой. Рабочего полка, Тимирязева, Руднева - все это из одной оперы.
И разумеется, никаких заездов машин на трамвайные пути!
Хотя я, если честно, немного лукавлю. В Вене очень много улиц, где машины по путям “шуруют”. Это реально там, где загруженность автомобилями не очень высокая и машины не мешают трамваям ехать по расписанию.
У местных я выяснил неплохое правило (не знаю, зафиксировано ли оно в ПДД, или это правило хорошего тона). Если машина едет по трамвайным путям и готовится к повороту налево, а сзади нее движется трамвай, то встречные автомобили должны дать ей спокойно повернуть, чтобы освободить путь трамваю.
Кстати, о самих трамваях. В основном, это современные составы из нескольких вагонов. Но попадаются и старые образцы, которым, на вид, лет по пятьдесят. Вот на фото два трамвая рядом, из разных эпох:
И никто не возмущается, что вагон слева “морально устарел”. Он выполняет свою функцию, значит его можно использовать. Я так понимаю, что австрийцы просто умеют считать деньги. Новый трамвай стоит немало, лучше содержать в нормальном состоянии старый трамвай, чем потратить миллион евро (или два!) на новый.
Я проехался в таком, внутри простенький интерьер:
Но все работает и отлично едет. Покачивает и потрясывает не больше, чем в новом.
Как я уже и говорил, пересадки в Вене бесплатны. Это значит, что прямых маршрутов из точки А в точку Б практически нет - обязательно нужно где-то, да пересесть. Это эффективнее, сокращается время ожидания. Разумеется, чтобы планировать маршрут с пересадками, нужно очень точно знать, что ты не замерзнешь где-нибудь на остановке в плохую погоду.
Так мы подобрались к основе основ работоспособного общественного транспорта - расписанию. Вот типичное расписание венского трамвая:
Это расписание - своего рода скрижаль. Да, иногда бывают какие-то сбои. Но по большей части все ходит точно, в любое время дня и ночи. Главный рецепт - изоляция от автомобилей в наиболее загруженных местах. Это расписание отлично знает "Гугл", он спланирует маршрут и определит время в пути. И это время окажется правильным, с точностью до минуты!
А что в Туле? В Туле с расписанием - кошмар. Во-первых, точно известно только время отправления транспортных средств с конечных остановок. А дальше включается дикая вещь - движение по интервалу.
Фото пользователя DRINK:
Причем интервал может достигать 145 минут! Скажите, кому нужен такой транспорт? Как по такому “расписанию” планировать свою жизнь?
Движение по интервалу напоминает мне типичную для России табличку “Перерыв 30 минут”. Стоишь ты перед такой табличкой и думаешь - перерыв скоро закончится, или только начался?
Да даже если известно точное время, кому нужен этот троллейбус раз в час? Интервал раз в час - нормально для маршрута Тула-Москва, для поездок в Новомосковск или Алексин. Даже до Щекина нужно раз в полчаса. А тут по городу, от Московского вокзала до автобусного, предлагают доехать. Раз в час…
По моим ощущениям, максимальное время, которое можно без уныния прождать на остановке - 10 минут. Лучше - 5 минут. Реально ли это в Туле? Уверен, что да. Посмотрите на расписание автобусов и троллейбусов на предыдущих картинках и попробуйте прикинуть, какой интервал получится в утренние часы, если все машины, проходящие через остановку Лейтейзена, равномерно распределить по времени? Пишите предположения в комментариях, обсудим!
К чему я все это рассказываю?
Да к тому, чтобы показать, что ничего космического в венском транспорте нет. Нет ничего архисложного в том, чтобы обособить трамвайные пути. Нет ничего архисложного в том, чтобы сделать безопасные трамвайные платформы - и обычные, и венские. Нет ничего сложного в том, чтобы избавиться от дублирования различных маршрутов трамваев, автобусов и троллейбусов. Нет ничего сложного в том, чтобы выделить отдельную полосу для автобусов и троллейбусов там, где это необходимо для повышения провозной способности улицы. Нет ничего сложного в том, чтобы подготовить нормальное расписание и следовать ему - при обособленных путях и полосах, да еще с современными системами геолокации - это плевое дело.
Да, сложно купить новый трамвай - это дорогая штука. Но что мешает поддерживать в нормальном состоянии старые? Они по 50-60 лет могут ходить, если за ними следить нормально!
Для того, чтобы реанимировать тульский транспорт, не хватает малого:
-
Власть должна расставить приоритеты. Общемировая практика - проблемы общественного транспорта превыше проблем транспорта личного.
-
Нужно работать со специалистами, желательно с зарубежными, которые уже сделали работоспособные транспортные системы и готовы делиться опытом.
-
Власти нужно болеть за свой город, а не высасывать из него последние соки.
Как думаете? Доведут тульский транспорт до ума? Или под фанфары отправят на свалку?