Ректор ТулГУ Михаил Грязев: «Кадры для оборонки – наша работа»

Ректор ТулГУ Михаил Грязев: «Кадры для оборонки – наша работа»

В своём Послании Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин подчеркнул, что в вопросе подготовки инженерных кадров пора перестать гнаться за их количеством, а необходимо сосредоточиться на качестве. Что это значит для промышленного региона, каким является Тульская область? Об этом мы поговорили с ректором крупнейшего тульского вуза, доктором технических наук, профессором Михаилом Васильевичем Грязевым.

 

Нужны везде и всюду

Михаил Васильевич, Тульский государственный университет всегда называли кузницей кадров для российской оборонки. Насколько сейчас востребованны ваши выпускники?

– Могу констатировать, что спрос даже превышает предложение. К сожалению, 90-е годы в нашей стране не прошли бесследно и для оборонно-промышленного комплекса: утеряно практически целое поколение конструкторов, инженеров, технологов, рабочих. Наш университет никогда не останавливал подготовку по этим специальностям, однако в силу складывающейся тогда ситуации на предприятиях зарплату у специалистов и в целом по отрасли никак нельзя было назвать привлекательной. Отсутствовали и другие социальные стимулы для молодых идти в оборонку.

Сегодня государство поворачивается к ОПК лицом, и это проявляется не только в денежном выражении, хотя материальный фактор, безусловно, определяющий. Возвращается гордость за профессию, за оборонную мощь страны. Вступают в действие мощные социальные программы, и это привлекает на наши оборонные предприятия новые кадры. Благодаря им за последние несколько лет снизился средний возраст сотрудников тульской оборонки.

Но выпускники ТулГУ нужны и востребованны не только в родной области. Более 70 предприятий из 20 регионов страны с большим желанием принимают на работу выпускников нашего вуза. Также охотно зачисляют наших выпускников-«оборонщиков» в научные роты, которые начали создаваться с прошлого года. На тульских же предприятиях, в КБ и НИИ выпускники ТулГУ составляют более 90% инженерно-технических работников.

Чем ещё, кроме кадрового голода оборонной промышленности, по-Вашему, обусловлена столь высокая востребованность выпускников ТулГУ?

– Учебно-образовательная и социально-культурная база университета, без преувеличения, одна из лучших среди вузов страны. Спектр специальностей многоуровневой подготовки позволяет выпускать специалистов высокого уровня, способных создавать средства вооружения, начиная со стадии предварительных теоретических расчётов и заканчивая их серийным производством. Такого набора специальностей оборонного профиля не имеет ни одно образовательное учреждение России.

Обучение ведут высококвалифицированные преподаватели, многие из которых принимали непосредственное участие в разработке различных систем оружия. Практические и лабораторные занятия проходят с использованием реальных образцов военной техники, стоящей на вооружении.

Такой подход к учебному процессу вызывает интерес у старше­классников. Поэтому даже в современных условиях, когда инженерно-техническое направление менее популярно у молодёжи, конкурс на оборонные специальности различных уровней в ТулГУ стабильно высокий. При этом ежегодно увеличивается набор на целевые места.

 

Исторически обусловленная связь

Вы сказали о целевых местах, а они предоставляются по договорам с предприятиями. Вы готовите специалистов по заказу тульских заводов?

– Именно так. Мы заключаем договоры с предприятиями, позволяющие также корректировать образовательные программы под конкретные запросы и выпускать ровно то количество специалистов, которое будет востребовано. Студенты, обучающиеся на целевых местах, проходят практику на предприятиях и уже во время учебы практически погружены в производственный процесс. В лидерах по заказу на целевой приём – предприятия ОПК, такие как ОАО «Конструкторское бюро приборостроения им. академика А.Г. Шипунова», ОАО «НПО «СПЛАВ», ОАО «АК «Туламашзавод», ОАО «НПО «Стрела».

Связь Тульского государственного университета с оборонными предприятиями региона была предопределена ещё на этапе его создания, и по сей день она остается фундаментом созданной у нас образовательной среды. Исторически сложившаяся связь осуществляется на всех этапах: от обеспечения набора студентов на первый курс до подготовки докторов наук. Кафедры университета непосредственным образом связаны с ведущими предприятиями ОПК Тульской области – заведующие несколькими кафедрами являются одновременно и руководителями этих заводов.

То есть целевое обучение для вуза в приоритете?

– Оно в приоритете прежде всего для заказчиков, то есть предприятий, и мы делаем всё возможное, чтобы такое обучение было максимально эффективным за счёт индивидуализации образовательных программ под конкретные рабочие места. Проект по инфраструктурному обеспечению и целевому обучению студентов оборонных специальностей, поддержанный губернатором Владимиром Сергеевичем Груздевым и региональным правительством, стал победителем конкурса Министерства образования и науки РФ.

В числе лучших проектов по целевому обучению студентов на конкурсе «Новые кадры для ОПК» названы десять программ Тульского государственного университета. Шесть из них – программы среднего профессионального образования, реализуемые Техническим колледжем им. С.И. Мосина ТулГУ.  Подчеркну, что все реализуемые в колледже программы ориентированы на кадровое обеспечение высокотехнологичных производств.

Кроме того, в рамках федерального финансирования, а также при участии тульского ОАО «НПО «Сплав» будет проведена модернизация кафедры «Ракетное вооружение». Эта победа позволит значительно улучшить материальную базу кафедры и выйти на новый уровень подготовки кадров для ОПК.

Вы констатировали хорошие перспективы для выпускников, но и требования к абитуриентам, чтобы они вырастали в высококлассных специалистов, должны быть высокими. Как с этим обстоит дело?

– Обеспечить качественный отбор абитуриентов призвано олимпиадное движение. Все последние годы олимпиада Тульского государственного университета по физике «Наследники Левши» включается в Перечень олимпиад школьников, формируемый ежегодно Министерством образования и науки России. Это подтверждает её высокий уровень, а также позволяет победителям и призёрам получать льготы при поступлении в Тульский государственный университет и другие вузы страны. В 2014 году в олимпиаде «Наследники Левши» приняли участие около 5 тысяч школьников – это очень хороший задел, именно поэтому я позитивно смотрю в будущее не только оборонки, но и всей тульской и российской промышленности.

 

 

 

Сергей Герасимов, студент 5-го курса:

Сергей Герасимов

– Когда я только поступил на специальность «Ракетостроение» ИВТС им. В.П. Грязева, то о будущей работе не задумывался, хотя и знал, что оборонным предприятиям сотрудники нужны. В этом году мне предложили стать участником программы целевого обучения для КБП – это означает не только гарантированное трудоустройство, но и дополнительную стипендию как студенту и последующие выплаты как молодому сотруднику. Сейчас один учебный день в неделю я провожу на предприятии: знакомлюсь с отделами, выбираю интересующее направление. Выбор предстоит сделать очень скоро – тема будущего диплома будет соответствующая, а за ней последует её разработка уже в качестве сотрудника КБП.

 

Екатерина Масальцева, первокурсница:

Екатерина Масальцева

– Я в этом году поступила на целевое место по договору с ОАО «НПО «СПЛАВ». Там у меня работал дедушка, так что, можно сказать, я продолжаю семейное дело. Директор предприятия Н.А. Макаровец – завкафедрой ракетного вооружения в нашем институте. Я думаю, что когда твоя специальность в вузе и предприятие, где ты будешь работать, тесно связаны, то учиться проще и интереснее.

 

Павел Шаров, студент 4-го курса Технического колледжа им. С.И. Мосина:

Павел Шаров

– В колледже я обучаюсь по специальности «Автоматизация технологических процессов и производств». Побывав на учебной экскурсии на Машзаводе, узнал о привилегиях, которые положены молодым сотрудникам. Для себя вопрос с местом будущей работы я уже решил, заключив с предприятием договор о целевом обучении, и сейчас часть занятий проходит на базе учебного центра завода. Теоретические знания, полученные в колледже, я уже применяю на практике.
Автор: bodun, 29 декабря 2014, в 15:49 +2
BRAER: Наши новинки взорвали рынок
BRAER: Наши новинки взорвали рынок