Это при том, что были и Тамара Гаркушина, и Вячеслав Веденин, Любовь Кочетова. Екатерина Максимовна не стала чемпионкой мира, хотя всю жизнь посвятила спорту. Но она была настоящим героем самой страшной войны в истории человечества.
Как пускали эшелоны под откос
До войны Екатерина Жаворонкова работала в милиции, в инспекции по делам несовершеннолетних. С азартом занималась спортом. Была известна как лучшая в городе метательница копья. Становилась чемпионкой Тульской области по легкой атлетике и лыжным гонкам. Само собой, любила и прикладные виды. Где метание копья, там ведь и метание гранаты.
Отважная партизанка Екатерина Жаворонкова.
В 1941 году под руководством Екатерины Максимовны, тренера по стрельбе Онискевич и инструкторов-общественников на базе стрелкового тира и стадиона «Динамо» началась подготовка бойцов истребительных батальонов и Тульского рабочего полка. Учили метать гранату, стрелять, другим необходимым для воина видам. В те дни многие известные динамовцы обязались подготовить по тысяче бойцов каждый. Это называлось движение тысячников.
Когда немцев отогнали от Тулы, Екатерина Жаворонкова была по ее просьбе направлена в диверсионно-разведывательную школу.
Очень многие ее коллеги-спортсмены из общества «Динамо» уходили тогда на фронт. Так, велосипедист Владимир Деревенев, будущий работник пожарной охраны, вместе с партизанами громил отделения полиции, ликвидировал дороги, уничтожал врага. Легкоатлетка и мастер спорта Вера Дмитрук принимала участие в боевых действиях в Белоруссии, была награждена медалью партизана. Волейболист Андрей Печенев, будущий майор в отставке, был командиром оперотряда. Имели боевые награды старший тренер по велоспорту Николай Касаткин, мастер спорта по велогонкам Георгий Соловьев, хоккеисты Михаил Летаев, Николай Ларьков.
Победители пробега Ясная Поляна — Тула 1956 г. Е. Жаворонкова — внизу, крайняя слева.
Уже в июле 1942 года Екатерину направили для работы во вражеский тыл в район Пскова. Ее первым заданием было уничтожить следовавший к фронту в районе Дно — Псков эшелон врага. Железная дорога охранялась чрезвычайно бдительно, так что задание было непростым.
Вот где пригодилась спортивная подготовка. Мы же не очень хорошо себе представляем, в каких условиях проходили те самые подрывы. А Екатерина Максимовна оставила весьма подробные воспоминания о той своей первой акции.
Для выполнения задания надо было пройти 35−40 километров.
Чтобы не столкнуться с врагом, ведь все подходы к железной дороге охранялись, днем шли болотами, ночью — проселочными дорогами. К концу второго дня пришли к месту назначения.
«Я вместе с партизаном Михаилом Марковым пошла в разведку, чтобы осмотреть местность и изучить подходы к полотну железной дороги с одной стороны. В другую направились Владимир Пастухов и Владимир Чечеткин. Ребята вернулись через два часа, а мы с Мишей задержались до рассвета.
Вернувшись, доложили товарищам о том, что место, где мы остановились, не совсем удобно: этот участок наиболее бдительно охраняется фашистами и выполнить задание будет трудно.
Посоветовавшись, решили сменить место засады. Выбрали такой участок, откуда немцы меньше всего ожидали бы нашего появления. Это было наиболее труднопроходимое место — топкие глубокие болота. Тол и боеприпасы пришлось нести над головой. Вот отсюда-то мы и стали изучать подходы к железнодорожному полотну, засекать, в какие часы проходят поезда, изучать охрану, время смены караула».
Мины спрятали, но надо было еще их замаскировать. Разровняли землю, потом сапогами носили воду из болота, и поливали сверху через портянки, чтобы земля утрамбовалась и не было видно никаких следов постороннего вмешательства.
И все-таки мины заметили. Немецкий патруль ничего не заподозрил, однако насторожились собаки.
Начали разрывать землю под полотном, и партизаны, поняв, что их тайник обнаружен, дернули за шнур, приведя в действие взрывчатку хотя бы против патруля. Правда, и сам путь был сильно поврежден, движение остановилось на два дня.
Партизанский отряд «Шторм», сформированный из туляков, с представителями областного управления НКВД перед отправкой в тыл врага.
Однако задание надо было выполнить. Партизаны отошли еще километра на три-четыре дальше. Начали все сначала — изучать подходы, охрану. На разведку выходили в основном ночью. Немцы боятся, перекликаются в темноте друг с другом и тем самым невольно помогают наблюдателям. Мины уложили в трех местах. Ночью еще пошел дождь, и земля утрамбовалась так, что ничего нельзя было заметить. Обходчики несколько раз прошли по этой дороге, но ничего не увидели.
Наконец появился эшелон. На платформах — танкетки, зенитные орудия, в составе эшелона несколько вагонов с солдатами. Один за другим раздались три взрыва. Партизаны быстро подбежали к уцелевшим вагонам, забросали их бутылками с горючей смесью, зажигательными термитными шарами, гранатами. Дорога была выведена из строя на шесть дней, а немцам пришлось только расчищать путь 36 часов. Убитых солдат и офицеров погрузили на несколько платформ. Боевая техника, находившаяся на платформах, была разбита и еще долгое время валялась около дороги.
Екатерина Жаворонкова находилась в составе полковой разведки. Ходила на задания на равных с другими бойцами. Вспоминала, что к ней относились внимательно и предупредительно, ведь она была единственной девушкой в группе. Во время разведывательных рейдов ей предлагали лучшее место для отдыха, от которого она отказывалась, — считала, что должна нести все трудности наравне со своими товарищами.
Неуловимые мстители
С Ленинградского фронта все партизанские соединения по приказу командования направили на переформирование. Поскольку этот процесс проходил и в Туле, Жаворонкову откомандировали в распоряжение обкома партии. Чтобы она могла отдохнуть и увидеться с родными.
«Я ходила, ходила и не могла наглядеться на древние стены кремля, на здания, на людей. Я представила себе то время, когда мой родной город встретит меня распахнутыми окнами, радостными улыбками. А пока… Милые мои туляки! Как усталы и озабочены ваши лица! Трудно вам. Захотелось быстрее снова на фронт», — писала Екатерина Максимовна в своих воспоминаниях.
Теперь она была направлена в белорусские леса для рельсовой войны в составе партизанского отряда «Шторм». Вместе с ней — туляки Николай Анохин, Владимир Некрасов, Евгений Константинов, воевавшие в брянских лесах и имевшие опыт в диверсионной деятельности. Посадка на самолете «Дуглас» в заданный район была невозможна, и всех разведчиков сбросили в тыл врага на парашютах.
Благодаря своему опыту, они совершали диверсионные акты не только ночью, но и днем, когда немцы этого совершенно не ждали; и были совершенно неуловимы. Буквально под носом немцев минировали железнодорожное полотно и наблюдали, как летят под откос эшелоны.
Екатерина Максимовна вспоминала, что они прибыли в Белоруссию маленькой группой. А когда соединились с частями Красной армии, их оказалось уже около четырехсот человек. В отряд приходили не только поодиночке, но и целыми семьями. Вспоминала она семью Левченко.
С Петром Левченко, которому и было-то семнадцать лет, она часто ходила в разведку.
Его сестра Люба добывала очень ценные сведения о расположении немцев. Отец этих ребят был прекрасным проводником. В отряде ухаживал за партизанскими лошадьми. Мама, на вид очень пожилая женщина, кашеварила. Стирала и штопала одежду для бойцов отряда.
Практические занятия с фугасом по минированию железнодорожного полотна. Тула. Фото В. Суходольского.
Есть где-то фотография, где Екатерина Максимовна лихо сидит на боевом коне. По-видимому, снимок этот сделан как раз в то время — летом 1943 года, в одной из белорусских деревень. Рядом на фото крестьянская изба и двое детей. К сожалению, ни в интернете, ни в чьих-то коллекциях это фото не найти теперь. Остался только тот портрет, что мы видим здесь, — в тулупе, с автоматом в руках. Сделан он, по-видимому, в Туле зимой 1942 года.
Командир партизанской группы Кочешков писал в характеристике: «Тов. Жаворонкова — смелая, бесстрашная и инициативная женщина. В борьбе с немецкими захватчиками показывала личный пример для подчиненных».
В фондах областного краеведческого музея хранится бельгийский трофейный пистолет системы Браунинга, захваченный в бою у врага отважной тульской партизанкой Е. М. Жаворонковой-Шкудновой.
После войны Екатерина Максимовна работала инструктором областного совета «Динамо». Мирно принимала у сотрудников милиции нормы ГТО.
Спусти почти тридцать пять лет после окончания войны погибла в автокатастрофе.