Приключения на берегах Упы

Приключения на берегах Упы

Летом горожане во все времена тянулись к воде. У кого-то была для этих целей Волга, у кого-то Ока, а у нас — Упа. Речушка маленькая, но чтобы получить заряд летних эмоций, вполне подходящая.

Странно представить, но сто лет назад многие нынешние водные развлечения представлялись весьма необычными. Хотя бурно набирающий популярность велоспорт, в том числе и в Туле, конечно, не мог не привести к появлению своего водного собрата. О нём, например, с воодушевлением рассказывали «Московские ведомости» в июле 1901 года.

«Житель города Мариуполя, некто Ш., между прочими своими изобретениями придумал, по словам „Приазовского Края“, водяной велосипед, на котором можно кататься только по воде… Устройство этого орудия нового вида спорта очень несложно. Два небольших воздушных ящика скреплены между собой прочными планками. Сверху последних помещается колесо, на ободе коего приделаны железные пластинки (в виде пароходных лопастей). Колесо это снабжено педалями… Сверху устроено кожаное сиденье, а впереди — деревянный руль…»

Вот так выглядел когда-то так любимый ныне водный велосипед. Но в Туле пока ещё отдавали предпочтение традиционной забаве — катанию на лодках. Их в то время было предостаточно. Ведь лодки использовались не только в развлекательных целях, но и для переправы на другой берег. Днём это делалось за плату перевозчиками, а ночью загулявшие обыватели просто взламывали замок, которым лодка крепилась к цепи на берегу, и переплывали на другую сторону. После переправы лодку, естественно, бросали на произвол судьбы, что вызывало справедливое возмущение её владельцев. Особую пикант­ность ситуации придавало то обстоятельство, что переправа находилась рядом с полицейской частью, но хулиганов это мало останавливало.

С наступлением тёплой погоды с раннего утра и до позднего вечера на Упе катались отдыхающие.

Они брали напрокат как частные лодки, так и специальные лодки для катания. И вызывали искреннее негодование ревнителей морали.

«Многие берут лодки для катания, отплывают немного от пристани, раздеваются и, оставшись в „костюме Адама“, так и продолжают путь, иногда располагаясь в лодке самыми „живописными“ группами, — писала в мае 1913 года „Тульская молва“. — Кроме того, масса таких „Адамов“ унизывает берега Упы, предпочитая купаться с берега, чем в платных купальнях. С этим, конечно, можно ещё примириться, если бы г. г. „Адамы“ не задирали проезжающую публику, среди которой много дам и девиц, „отпуская“ по их адресу постоянно разные шуточки и замечания».

А ещё говорят, что люди того времени были не в пример нам стеснительные и зажатые. Однако тургеневским барышням доставалось и в те времена. Равно как и бесстыжим нахалам. Осенью того же 1913 года «Тульская молва» сообщила, что «В. И. Чежидов и Н. Е. Марков, катавшиеся летом на Упе на лодке в совершенно голом виде, не стесняясь женщин, приговорены на днях городским судьёй к штрафу в размере 6 руб. каждый, с заменой в случае неуплаты арестом на 2 суток».

В старые времена на Упе можно было иногда увидеть подростков и взрослых, которые что-то усердно вылавливали из воды. Это были не рыбаки, а нефтедобытчики. Оказывается, они снимали пенки — нефть, которая плавала поверх воды. Её бедные люди употребляли для освещения вместо керосина. В общем, наш человек во все времена умел проявлять смекалку и изворотливость.

Одно из самых грандиозных наводнений случилось весной 1901 года. В ночь на 4 апреля Упа вышла из берегов и затопила до 1000 домов и пассажирскую станцию Тула Сызрано-Вяземской железной дороги.

Апрель 1970 г. Тула, набережная Дрейера.  Упа вышла из берегов

«Очевидцы рассказывают о необычайном смятении, вызванном страшным разливом реки. Говорят, что погибло несколько человек. Ужас бедствия увеличивался ещё оттого, что не было никаких спасательных лодок. Погибло много скота, не говоря уже об имуществе», — писали «Московские Ведомости» 19 (6) апреля 1901 года.

Не меньшим бедствием стал разлив Упы и в 1908 году.

«Вечером 8 апреля вода начала заливать Подьяческие улицы, к утру 9 апреля Нижне-Подьяческая улица очутилась по пояс в воде. Жители этой улицы спешно или выбирались совсем из квартиры, или перебирались на чердаки, — описывала разгул стихии „Тульская молва“. — В некоторых домах устраивали среди комнаты помосты и на эти помосты водружали кровати, столы и пр. Вчера днём залило высшую местность Подьяческих улиц Средне-Подьяческую. Т.н. Хомутовка тоже залита водою, так что вся местность представляет собой Венецию. Причём сходство дополняется тем, что по улицам снуют гондолы, перевозя обездоленных жителей Подьяческих улиц.

Движением льда попорчен был коночный мост (около чугунного моста) и сломаны два быка, так что движение конки временно приостановлено.

В четвёртой части Тулы также затоплены низменные места, причём поле между Рождественской ул. и Демидовской плотиной представляет собой сплошное озеро. Полотно С.-В. железной дороги отделяют лишь несколько вершков от воды, и если вода также сильно будет прибывать, то ему грозит опасность быть залитым. В третьей части затоплена Нижне-Миллионная и прилегающие к ней улицы, причём доступ к вокзалу С.-В. железной дороги стал затруднительным.

В затопленных местах днём и ночью дежурит полиция.

По рассказам старожилов, такого наводнения они не помнят».

«10 апреля к утру оказался затопленным городской кремлёвский сад, часть Никитской и других улиц. Вокзал С.-В. железной дороги оказался отрезанным от города, его совершенно залило водой, и движение поездов вчера прекратилось. Вода идёт так быстро, что лодочное сообщение города с Чулково прекратилось ввиду невозможности преодолеть течение», — сообщала «Тульская молва» 11 апреля 1908 года.

С наступлением новой светлой жизни окрестности Упы вновь были задействованы для массового отдыха. В 1927 году на правом берегу Упы, рядом с нынешним трамвайным мостом, начала активно строиться спортивная площадка общества «Динамо». По воспоминаниям, место это было крайне запущенное, напоминало скорее «кочковатый выгон» для скота. Однако всего лишь за год силами сотрудников ГПУ, общественности, физкультурников — в частности, известных тогда в Туле спортсменов К. Постникова и Н. Вялова, на месте выгона появился настоящий стадион — футбольное поле, легкоатлетическая гаревая дорожка, обнесённая штакетником. Рядом три ряда лавочек для зрителей. А также две волейбольные, баскетбольная и городошная площадки. И даже открытый 50-метровый тир для стрельбы из личного и пневматического оружия. По тем временам стадион «Динамо» стал одним из лучших в городе. Поэтому в довоенные и послевоенные годы он был чрезвычайно популярен. Как и до революции, зимой здесь заливали каток, а по его краям для пущей праздничности в лед вмораживались ёлки. Играла музыка.

Рядом со стадионом оборудовали и места массового отдыха на берегу реки. Открыли лодочную пристань с прокатом 100 штук прогулочных лодок.

Времена, правда, несколько изменились, и любителей кататься в «костюмах Адама» не стало. Однако просто желающих взять напрокат лодку по-прежнему было хоть отбавляй.

Стадион и лодочная станция на берегу Упы стали одними из первых восстанавливаемых объектов и после освобождения Тульской области от нем­цев. В 1943 году здесь поставили деревянный павильон с раздевалками и гардеробом для спортсменов. Как могли, восстановили спортивные площадки, посадили кустарники и цветы.

Не забыли и любителей водных процедур. Оборудовали бассейн, «лягушатник» для детей. Поставили десятиметровую вышку для прыжков в воду. Увеличили и базу лодок для проката на пристани — теперь в ней было три моторных катера и 150 лодок.

Открытие водной станции состоялось в 1944 году. Пришло на это торжественное мероприятие несколько тысяч туляков.

Стадион и лодочная станция ещё долгое время оставались любимыми местами проведения досуга горожан. Однако стадион вскоре начал хиреть, и, в конце концов, от него не осталось и следа. Дольше всего продержалась лодочная пристань. В шестидесятые и, кажется, даже в семидесятые годы прошлого века здесь ещё можно было взять лодку напрокат. Однако в конце концов и это исконно тульское развлечение умерло. У реки Упы начался новый период — без увеселительных мероприятий.

Автор: Сергей Гусев, 26 июня 2015, в 12:46 +17
Другие статьи по темам
Место
Поддубный и Тула
Поддубный и Тула
Вести с фронта
Вести с фронта