Самый первый
С кинематографом как таковым туляки познакомились в августе 1897 года. По инициативе инженера оружейного завода Д. Литвинова в Кремлёвском саду во время губернской кустарно-промышленной выставки показывались фильмы. Затем ленты о пожаре и ограблении банка демонстрировали в 1903 году в деревянном театре Зарайской, который располагался на месте нынешнего сквера коммунаров.
В символический революционный день 25 октября (по новому стилю 7 ноября) 1906 года на Киевской улице заработал «Электробиоскоп», показывавший драматические и комические сценки, новости стран света «в натуральную величину». Однако «Электробиоскоп» имел плохо приспособленное для публичной демонстрации фильмов помещение, и уже в феврале рядом с его зданием почётный гражданин города Троицкий отстроил тёплый павильон для «Электросинематографа». Фильмы крутили здесь от полудня до 11 вечера. Позднее на этом месте строительный подрядчик Матвеев возвёл кинотеатр «Художественный». Появление конкурента под самым боком «Электробиоскоп» не перенёс и закрылся.
В 1925 году кинотеатр «Художественный» был переименован в кинотеатр им. Бобякина – в честь погибшего на пересечении нынешнего проспекта Ленина и ул. Советской юноши во время вооруженного столкновения местных социал-демократов и черносотенцев 21 октября 1905 года. Алексей Бабякин шёл в первом ряду, среди членов боевой дружины, и был убит также одним из первых. Нарисованный портрет жертвы тех событий с 1927 года встречал посетителей в фойе кинотеатра.
Интересно, что почти всю свою сознательную жизнь это был кинотеатр им. Бобякина – с буквой «о» во втором слоге.
И только в семидесятые в названии кинотеатра и в краеведческой литературе появилась новая версия – Бабякина, с «а». Улучшенное написание родилось с подачи племянника Алексея Бабякина Бориса – солиста Московского государственного театра оперетты, который написал целую книжку о своем родственнике. По его версии, ранее они носили фамилию Бякины. И как-то один из Бякиных был послан с дарами от Тулы к императрице Екатерине II. А позже, когда она проезжала через Тулу, заметила в толпе дарителя и воскликнула: «Ба! Бякин!» Оттуда вроде бы и пошла фамилия Бабякин. Конечно, если этот случай имел место в действительности, вряд ли Екатерина могла крикнуть «Бо! Бякин!». И уж тем более представить страшно, что бы могла воскликнуть в этот момент императрица, окажись она чуть менее немкой и чуть более русской… К публичному месту эта фамилия никак бы не прилепилась тогда.
Лучший кинотеатр РСФСР
Долгие годы кинотеатр им. Бабякина оставался одним из самых любимых у горожан. К его особенностям можно отнести две колонны, подпиравшие потолок прямо посреди зрительного зала, что сильно мешало тем, кому достались места для поцелуев; а также маленький внутренний дворик под открытым небом, куда можно было выйти посидеть на лавочке перед сеансом. Со всех сторон дворик окружали высокие глухие стены, единственное отверстие в которых – дверь, через которую возвращались в фойе. Прямого выхода на проспект также не было.
Для того чтобы попасть в кино, надо было пройти через достаточно глубокую арку во двор, и только оттуда – в кассовый зал.
С кинотеатром Бабякина связана еще одна страница в истории города. 12 ноября 1941 года, когда еще вовсю шли бои за Тулу, здесь возобновился показ кинофильмов. По воспоминаниям секретаря Центрального райкома партии А. Малыгина, «кинотеатр находился вне зоны наземного наблюдения противника и имел внутренний двор. Окружающие его дома в случае бомбежки или артобстрела являлись как бы предохранительным валом для зрителей, стоящих в очереди в кассы». Именно эти обстоятельства и позволили принять столь дерзкое для той обстановки решение. Вначале проводили один киносеанс в день – в 14 часов. А для демонстрации выбрали фильм «Щорс». «В районном отряде МПВО нашлись художники, которые нарисовали на фанерных щитах объявления о том, что кинотеатр возобновляет свою работу», – рассказывал А. П. Малыгин. Правда, у председателя городского комитета обороны Жаворонкова идея с киносеансами восторга не вызвала, и он потребовал перенести публичную демонстрацию фильмов в более безопасное место – кинотеатр им. Степанова (ныне, к сожалению, также уже не существующий). Но оказалось, что его помещение занято под склад какой-то воинской части. А тут подоспела публикация в газете «Правда» «Тула живёт нормальной жизнью», которую проиллюстрировали снимком выходящих из кинотеатра после просмотра «Щорса» зрителей. Эта газетная публикация решила всё. Демонстрация фильмов продолжилась. И это в те дни, напомним, когда враг действительно одним ударом мог прорвать оборону и дойти до самого центра города.
В 1958 году Министерство культуры РСФСР удостоило кинотеатр им. Бабякина звания лучшего кинотеатра РСФСР.
Присудило третьи премии конкурса тульскому широкоэкранному кинотеатру им. Бабякина и кинотеатру Белёва. Наверное, это высшее достижение трудового коллектива за всю его многолетнюю историю. Для справки, может, кому-то интересно, в то время, когда пришло это известие, днём в кинотеатре шёл «Кочубей», вечером – фильм-катастрофа киностудии «Таджикфильм» «Огонёк в горах».
Последние годы своей жизни Бабякин считался кинотеатром «повторного фильма», и здесь шли старые, но любимые народом кинокартины вплоть до безумно популярного «Фантомаса», копии которого были настолько изъезжены, что под неувядающие крики «Сапожник!» демонстрация могла прерываться по нескольку раз.
Снесли кинотеатр в конце восьмидесятых годов, а на его месте еще долго за забором был пустырь. Хотя предполагалась современная 28-этажная гостиница. Как всегда у нас, дело сделали, а что будет дальше – не подумали. Обидно, что и никаких фотосвидетельств, как выглядело, например, фойе кинотеатра, не осталось. Автор этих строк пытался было обнаружить что-то в архивах. Сходил и в бывшее управление кинофикации, но и там никаких фотографий или иных документальных свидетельств о том, что был в Туле самый старый кинотеатр, которому сейчас исполнилось бы уже более ста лет, не сохранилось. Хорошо ещё известный наш коллекционер фотографий старой Тулы Александр Иванович Наумов буквально перед самым сносом снял на память тот самый дворик, что отделял кинотеатр от проспекта.
Выход на пр. Ленина со стороны кинотеатра им. Бабякина. Незадолго перед сносом. Конец 1980-х гг.
«Модерн» и «Русалка»
Новая забава – кино – стоила недёшево. Кресла в первых рядах от 80 копеек до 1 рубля, простые стулья 40-60, галёрка – 25 копеек. Для сравнения: зарплата рабочего в 30 рублей считалась вполне уже приличной. Однако туляки охотно посещали сеансы, в связи с чем синематограф в городе стал активно развиваться.
Зрителей завлекали всеми способами. В кассах кинотеатров можно было купить афиши и либретто предстоящего фильма.
Их приманивали буфетом, оркестром и возможностью танцевать до часу ночи. В 1909 году программа сеанса состояла из 8 частей фильма с антрактами. Зрители в зал запускались в перерывах. Шли в основном иностранные фильмы, составлявшие, как правило, от восьми до сорока развлекательных сюжетов. Названия этих лент говорят сами за себя: «Сто фокусов», «Смертельная любовь», «Тройное свидание».
Кинотеатры стали расти как грибы после дождя. Также в 1907-м на углу Пятницкой (Металлистов) и Посольской (Советской) заработал кинотеатр «Русалка». В 1909 году появился «Ренессанс», предложивший тулякам оригинальную ленту о производстве швейных машин в Германии, купленную у самого фабриканта. Летом «Ренессанс» открывал свой филиал в Кремлёвском саду.
Кроме кинотеатров оборудовались и небольшие просмотровые площадки. Две из них были на Площадной улице. В частности, на углу нынешнего проспекта Ленина и Советской. В Петровском (Белоусовском) парке работал электротеатр «Модерн».
В 1909 году открылся «Первоклассный театр ХХ век», располагавшийся по другую сторону Киевской улицы. Вот, кстати, образец типичной рекламной завлекалки кинематографа того времени: «Только дирекция «ХХ века», не жалея затрат и заплатив за трёхдневный прокат этой картины 1500 рублей, даёт её тулякам в одно время с Москвой и, чтобы дать возможность видеть её всем без исключения, оставляет цены обыкновенными. Юбилейная историческая картина «Отечественная война 1812 г.» в 4 частях 2000 метров и 36 картин».
Понятно, что эта картина демонстрировалась в 1912 году, когда широко отмечалось столетие со дня Отечественной войны с Наполеоном.
«Первоклассный театр ХХ век» неоднократно впоследствии менял названия. Одно время он назывался «Форумом». Причём туляки, по многочисленным воспоминаниям, почему-то делали ударение на последнем слоге – ФорУм. Затем стал «Пионером» с преимущественным показом детских фильмов. Наконец 14 августа 1972 года открылся после реконструкции под именем «Родина» и с тех пор названия не менял.
1966 г. Кинотеатр «Пионер», ещё не «Родина»
К открытию приурочили премьеру музыкальной патриотической драмы «Князь Игорь» по опере Александра Бородина. Естественно, зал был полон. Но опера шла с аншлагами и дальше, почти месяц. О, времена…