Сначала – немного истории. Первой открыткой, сделанной на продажу, считается карточка, которую англичанин сэр Генри Коул в начале 1840-х заказал художнику Джону Хорсли. Обычно он сам рисовал поздравительные открытки, но в тот раз из-за занятости у него на это просто не хватало времени. На открытке, которую напечатали литографским способом, было изображено дружное семейство сэра Коула, сидящее за рождественским столом. Внизу красовалась подпись: «Веселого Рождества и счастливого Нового года!» Карточки были разосланы адресатам, а оставшиеся вмиг раскупили все желающие. Очень быстро новую моду подхватили немцы, французы, итальянцы, а за ними и вся Европа. Стараниями предприимчивых купцов в 90-х годах XIX века рождественско-новогодние открытки добрались и до России. Поначалу это были карточки с соответствующим печатным рисунком, но без текста – его на русском языке наносили местные умельцы. Стоил такой полухендмейд дорого и был по карману только людям состоятельным. Потом крупный отечественный книготорговец додумался заказать за границей открытки с уже готовым поздравлением на русском языке.
1956 г., художники Н. Строганова, М. Алексеев.
В то время зверей изображали натуралистично!
19 октября 1894 года министром внутренних дел России было разрешено выпускать «бланки открытых писем частного изготовления». До этого времени монопольное право на выпуск открытых писем принадлежало почтовому ведомству. Тут-то всё и началось!
1981 г., художник Л. Кулиева. Снеговик в цилиндре –
в 60-х его назвали бы буржуем!
На витринах книжных лавок и в толстенных роскошных каталогах появились почтовые карточки, ничуть не уступавшие заграничным: «с вклеенными кусочками шёлка», «рельефные, изящной работы», «глянцевые», «эмаль с золотом», «аристократические на лучшем полотняном картоне в стиле модерн», «бромосеребряные» и даже «с золотым обрезом»... Шик, блеск, красота!
1961 г., художник С. Русаков.
Юный Новый год готов стать космонавтом!
Открытками, как картинами, украшали интерьер, барышни вклеивали их в альбомы. И именно в таком альбоме, принадлежавшем моей бабушке, я впервые увидела старинную рождественскую открытку…
1980 г., художник В. Бельтюков. Кто-то на оленях, а спортивный советский Дед Мороз – на лыжах!
...На прямоугольном кусочке картона был изображён ангел в какой-то воздушной одежде (мне казалось – прекрасная девушка) с большущими крыльями. Вокруг – зимний сказочный пейзаж» – снег, домики со светящимися окошками и пр. Самым волшебным на открытке были даже не блёстки, а то, что золотистые волосы у ангела были НАСТОЯЩИМИ!!! Мне об этом сказала мама. И я решила ангела причесать дедушкиной расчёской с маленькими зубчиками… Долго пыталась приклеить оторвавшуюся причёску на место, залила открытку клеем. Испугалась содеянного, стала отрывать открытку от страницы… И – окончательно погубила чудесное волшебство своими маленькими ручками! Бабушка успокоила мои рыдания, несильно пожурила, но альбом убрала в книжный шкаф.
1962 г., художники С. Русаков и В. Зарубин.
Новый год прилетел на ракете – космос наш!
В этом же шкафу лежали на нижней полке другие поздравительные открытки, которые покупались пачками перед большими праздниками. Новый год, конечно же, был в их числе. За неделю до его наступления деда доставал школьную тетрадь в клеточку с адресами тех, кого следовало поздравить, присаживался к столу, макал перо в чернильни и писАл-писАл-писАл… Когда в начале 70-х на смену перьевым ручкам пришли шариковые, процесс значительно ускорился. Заполнив все открытки, деда шёл к ближайшему почтовому отделению на улице Циолковского и «порциями» опускал их в узкую щель большого синего ящика. Почта тогда работала как часы: до московских адресатов письма доходили максимум за три дня.
1979 г., художник В. Четвериков. Пожалуй, одна из самых
трогательных и симпатичных «открыточных» Снегурочек!
Время летело, количество рукописных поздравлений сокращалось – умирали дедушкины ровесники-друзья, родные. А в ночь на новый, 1980-й год, он ушёл к ним, не успев отправить уже подписанные открытки…
1979 г., художник В. Четвериков. Наш Дед Мороз, тульский.
А иначе почему он на самоварной тяге ездит?
Выбросить их ни у кого из нас духу не хватает до сих пор, так и хранятся вместе с остальными, присланными из разных городов СССР за несколько десятков минувших новых годов…
1962 г., художник Т. Гладкая.
По Земле идёт мирный советский Новый год!
Самые красивые открытки я нанизала на длинную нитку и украшаю этой оригинальной гирляндой квартиру к празднику. Приходящие в гости друзья с интересом их разглядывают: «Ой, у нас точно такие же были! И вот эта, с юным Новым годом в костюме космонавта, и вот эта – с зайцем-почтальоном, и вот эта – со Снегурочкой-фигуристкой!» И от этих воспоминаний вдруг дрогнет голос, скатится на щёку прозрачная слезинка. Есть такое чудесное свойство у старых новогодних открыток – ненадолго возвращать даже очень взрослых людей в детство и юность.
1966 г., художники Л. Карташов и Э. Иоффе.
Подарки, улыбки – похоже, ребятишки идут с новогоднего утренника.
…Может, ну их долой, эти новогодние СМСки, электронные открытки и звонки по мобильнику? Давайте вернём добрую традицию поздравлять любимых и близких красивыми собственноручно подписанными почтовыми карточками! Ведь каждая из них хранит тепло наших прикосновений, каждая – отражение эпохи...