«Тихо и незаметно начало свои дни гимнастическое общество «Сокол». По инициативе и стараниями немногих лиц, сочувствующих зарождению сокольства, удалось организовать это общество, снять помещение циклодрома и привлечь в свою семью молодые силы, – констатировала в 1912 году «Тульская молва». – Начало – самая страшная пора. Денег нет, гимнастические снаряды дороги. Пока довольствуются немногим: сокольские упражнения, работа на немногих снарядах. Наряду с московскими соколами, посетившими Тулу, благодаря стараниям начальника Зайбрдыха, наши сокола показывают себя ещё молодыми, но бодрыми и достойными товарищами своих столичных гостей. Симпатичная организация, внимательное и сочувственное отношение привлекают в ряды соколов и соколок. С таким коллективом братьев общество имеет возможность разносторонне содействовать развитию физического воспитания молодёжи».
Сокольское движение появилось в Чехии в начале 1860-х годов – в целях «упорной работы над совершенствованием как физической, так и духовной природы человека».
Новое общество взяло имя сокола как символ своих возвышенных стремлений, а соколы и соколки считались единой семьёй и общались между собой только на ты.
Фото 1912 года. Спортсмены «Сокола» принесли новую моду не только на занятия физкультурой, но и на гимнастические костюмы
Упражнения сокольской гимнастики разделялись на четыре основные группы. Первая – упражнения без снарядов, то есть ходьба, бег, вольные и строевые упражнения, хороводы и танцы. Вторая группа – упражнения со снарядами: прыжки в длину и «атакой» в высоту, с шестом, упражнения на «козле» или «коне», перекладине, брусьях, шведской стенке, коньках, велосипеде, с различными отягощениями и предметами и т.д. Третья – групповые упражнения: пирамиды, массовые гимнастические выступления, подвижные игры. И четвёртая – боевые упражнения: фехтование, бокс, борьба и пр.
Новинкой стало то, что в сокольской гимнастике обращалось внимание не на количество повторений, как в популярной тогда везде, в том числе и в России, немецкой и шведской гимнастике, а на красоту и точность выполнения. Все движения, считавшиеся некрасивыми, безжалостно исключались. Гимнастические упражнения стали соединяться в комбинации, было введено музыкальное сопровождение и красивые костюмы.
В Россию идеи сокольства добрались на рубеже XIX и XX веков. Союз русского сокольства был основан в 1910 году. По некоторым свидетельствам, в том же году гимназисты-сокола появились и в Туле. Но вот официально у нас оформили организацию только через два года, в 1912.
К моменту начала Первой мировой войны русские сокола уже приняли основные принципы – «демократизма и любви к ближнему, сознание гражданского и общественного долга и альтруизм».
Новому обществу в Туле охотно шли навстречу. В сентябре 1912 года помещение для чрезвычайного общего собрания «Сокола» предоставило Общество тульских врачей. А чуть больше чем через год городской Думой во вновь выстроенной школе на Новопавшинской улице (нынешняя Коминтерна) был предоставлен спортивный зал – каждый вечер с семи до десяти часов.
Чтобы пополнить кассу общества, сокола устраивали различные мероприятия, с которых предполагали получать доход – «в надежде, что симпатичная цель, преследуемая обществом, вызовет сочувствие публики». Так, например, в общественном собрании 17 октября 1912 года состоялся спектакль, чистый сбор с которого поступил в пользу общества «Сокол».
В 1912 году в Праге прошёл всесокольский слёт славянских народностей. В России приобрели кинематографическую ленту, снятую во время пражского слёта соколов. «Картина «Слёт славянских соколов в городе Праге», – зазывала реклама. – Участвуют 14 000 соколов и 6 000 соколок. На слёте до 200 000 зрителей». В Туле этот фильм показывали 4 и 5 мая в синематографе «ХХ век» – нынешнем МЦ «Родина».
На слете в Праге никого из туляков не было. А вот на второй съезд русского сокольства в Киеве в середине апреля 1913 года они получили приглашение.
Фото 1912 года. Такие турники были почти в каждом тульском дворе
В 1914 году в Туле насчитывалось 75 соколов, которые уже полностью приняли и философию движения, и обычаи. У соколов был даже свой сленг. Гимнастический зал называли телоупражняльня, руководителя группы – упражнителем, стойка (упражнение) именовалась стой.
Тульские сокола устраивали традиционные для движения гимнастические праздники – с музыкой, в костюмах и с исполнением гимнастических номеров. Первый такой сокольский праздник прошёл 13 мая 1912 года на циклодроме. В нём приняли участие и наши, и московские гости в составе двух дружин мужчин и одной дружины женщин.
Особенно публику впечатлила пирамида из 28 человек, которую выстроили объединёнными усилиями и туляки, и москвичи.
Кроме гимнастики новое общество активно осваивало и остальные виды спорта – футбол, велосипед, французскую борьбу. «Много самых достойных и полезных стремлений у нового общества: фехтование, бокс, теннис и все разновидности полезной гимнастики надеется общество устроить и у себя, – писали газеты. – Недавно открытый отдел древнегреческой и греко-римской борьбы предполагает устроить публичные состязания с 29 июля и до выяснения призов. Решено назначить до четырёх дней борьбы в неделю». И ещё: «В нынешнем году в обществе образовалась женская дружина, которая в скором времени приступит к гимнастическим занятиям. Кроме гимнастики в обществе существуют отделы: футбол, лаун-теннис, крокет и велосипедный». Эта заметка относится к 1913 году.
Особой популярностью пользовались лыжные вылазки. Во всех лыжных вылазках участникам предлагали два маршрута – один для «сильных», другой – для «слабых».
При советской власти сокольскому движению вначале просто препятствовали, убирая из спортивных залов, а то и сжигая гимнастические снаряды как «орудия производства соколов».
В 1918 году, правда, в России ещё пытались возродить распавшийся Союз русского сокольства. Но поскольку сокола не хотели с энтузиазмом воспринимать идеи Всевобуча, то в конце концов их причислили к нелегальным организациям. Утверждается, что это было сделано по предложению Радека и Бухарина.
В Туле гимнастическое общество «Сокол» было закрыто в начале мая 1923 года постановлением губисполкома. В его деятельности бдительный губисполком усмотрел, «что оно преследует не интересы физического развития, а проводит шовинистические идеи».