Там, где есть музыка, рано или поздно начнутся танцы — непреложный закон жизни.
В детском саду мы танцевали практически ежедневно: воспитательница показала нам движения, и мы, как заведённые, всей группой исполняли «Танец маленьких утят». И, вероятно, у нас это неплохо получалось. Во всяком случае, нас пригласили на настоящий праздник — выступать перед работниками Новотульского металлургического завода!
…1986 год. К нам в группу пришли серьёзные гости. Они посмотрели на наши танцы и отобрали самых подвижных мальчишек и девчонок для участия в большом выступлении на стадионе «Металлург». Специально по такому случаю для нас пошили одинаковые костюмчики — желто-коричневые майки, шорты и пилотки. Образ подчеркивал здоровенный пластиковый подсолнух в руке, который нам всякий раз выдавал до и забирал после репетиции главный хореограф. По его задумке, мы должны были под музыку перемещаться по полю и размахивать подсолнухами. На деле же мы просто радовались тому, что нас возят на стадион вместо того, чтобы укладывать с остальными детьми на раскладушках в «тихий час». Каждого «подсолнечного танцора» просто распирало от гордости — ведь быть не таким, как все, в восьмидесятые редко кому удавалось, даже взрослым людям…
«В каморке, что за актовым залом…»
В начале девяностых тульские школы захлестнуло модное увлечение — танцы в стиле «хип-хоп» под музыку направления «техно». Простые движения «как в клипе «Кар-Мэн» было легко повторить: немного потренировавшись дома перед зеркалом, каждый мог стать «звездой танцплощадки»!
…1993 год. Мы с моим другом критически осматриваем кабинет НВП на третьем этаже школы. Классной дискотеке быть! К назначенному времени убираем парты, ставим стулья по периметру класса, подключаем шнурами мою стоящую на парте «Орбиту» к его «Электронике». И ставим заранее записанный сборник — сегодня для одноклассников прозвучат лучшие песни групп K.L.F., Snap, Tachnotronic, Dr. Alban, «Кар-Мэн» и «Технология»! Конечно, были и «медляки» (отдельно и заботливо выбранные и записанные) — иначе ради чего было так стараться?! А ещё объявлялся «белый танец», чтобы узнать, кого пригласит та самая девочка…
В седьмом классе мы с другом решили создать свой танцевальный коллектив — «Росемана», по первым двум буквам имён четверых его участников. К нам присоединились две симпатичные девчонки из нашего класса. Репетиции проходили в школьном актовом зале под композицию K.L.F. «3AM Eternal» (до сих пор пробегают мурашки по спине, стоит только услышать ее «позывные»!).
В итоге школьный конкурс самодеятельности мы с девчонками проиграли: уступили первое место двум танцорам из параллельного класса, которые немного серьезней отнеслись к хореографии и костюмам. Что, впрочем, нисколько не отбило у нас с друзьями пристрастия к танцам в целом и хип-хопу и техно в частности!
Как тульские танцоры на Хусейна «покушались»
41-летний тульский журналист Роман Овсянников в свои пять лет хотел быть футболистом, но стал танцором.
Роман Овсянников
- В коллектив русских народных танцев «Металлург» меня привела мама, а руководителем его был известный хореограф, заслуженный работник культуры РФ Анатолий Фролов.
Маленького Рому поразили танцевальные станки, огромные зеркала, в которых можно было видеть себя в полный рост, и смесь из запахов — канифоли, пыли и пота.
- С этого момента все и началось! Меня сразу же поставили в парный танец. Партнерша была крупнее, и, чтобы нас уравновесить, мне дали в руку шарик, который норовил улететь и очень меня отвлекал.
Потом была травма: убирая мусор в школьном дворе, Роман очень сильно ушиб коленную чашечку.
- Это случилось накануне выступления в честь 60-летия нашего коллектива. Я выстоял всю программу. Анатолий Иванович, от которого танцоры слышали максимум слово «нормально!», по-отечески обнял меня и сказал: «Ты — герой, молодец!» Помню, я очень собой гордился!
В середине девяностых коллектив пригласили на две недели в Ирак — выступить по случаю 65-летия независимости страны.
- Я — несовершеннолетний, на выезд за рубеж требуется согласие мамы. Ирак был закрытой страной, Хусейна называли диктатором, никто ничего толком не знал, кроме слухов. Бабушка вообще была уверена, что поездка равносильна смерти — что именно меня там и убьют! К счастью, мама в итоге решила, что я должен лететь.
Попасть напрямую в резиденцию было невозможно, и артистов сутки везли на автобусе через Амман, столицу Иордании.
Сотни коллективов со всего мира съехались на фестиваль.
- Видели женщин в хиджабах. Нас предупредили: страна мусульманская, пить, курить, ходить в шортах нельзя. В пять утра нас привезли в гостиницу «Палестина». И там мы увидели… смуглых красавиц при полном макияже, в коктейльных платьях, возвращающихся с ночной дискотеки!
Оказалось, что Ирак 90-х жил сравнительно свободно.
- Мы танцевали во многих местах, например на развалинах Вавилона. Зал просто ревел — таких оваций я не слышал никогда в жизни! Женщины бросали на сцену свои платки. В итоге нас пригласили посетить резиденцию и выступить перед самим Саддамом Хусейном!
В резиденции была аллея самолетов разных годов выпуска — кукурузники, МиГи и прочее.
…1997 год. Ирак, резиденция Саддама Хусейна. Нас привели к площадке из мрамора и сказали, что мы будем здесь выступать. Но когда мы начали готовить площадку к танцам — посыпать ее канифолью для улучшения контакта сапог со сценой — к нам подлетели автоматчики! Они сразу же начали хвататься за оружие и спрашивать, что за порошок мы сыплем, и обвинять нас в попытке отравить Саддама. После проверки порошок был изъят, а нас предупредили, чтобы больше ничего на пол не рассыпали. По всему залу были расставлены снайперы. Саддаму понравились наши танцы, он улыбался и хлопал в ладоши. По его протекции мы задержались в Ираке ещё на неделю — выступали в местных учреждениях.
Cosmoz-One — первый тульский рейв
В старших классах мы, уже повзрослевшие школьники, ездили танцевать на модные тогда тульские дискотеки. Самым желанным в то время был рейв в тульском Дворце пионеров Cosmoz-One. Клубная танцевальная музыка, хромированные свистки и ярко-желтые ламинированные членские карточки с надписью ЧЛНКЛБ (спасибо, что ты был, рейв нашего детства!). Охранник дядя Витя (поговаривали, что у него был «правоохранительный» бэкграунд) пропускал только трезвых рейверов, а основатель клуба Лёня «Волшебник» изредка появлялся в заведении с подругой Коломбиной, давая повод для слухов и сплетен в клубной среде. Позднее клуб переехал в подвал кинотеатра «Октябрь», а ещё позже — в кинотеатр «Космос». В начале нулевых танцклуб закрылся, оставив о себе светлую память у своих почитателей.
В девяностые у фанатов потанцевать был большой выбор — свои танцполы им предоставляла дискотека «Бомба» в Доме кино, «Премьер», танцклуб «Казанова», дискотека «Green Atmosfeare», клуб «Пионер», дискотека «Мираж», «Искра» и многие-многие другие.
Пришедшие за опасными девяностыми безжалостные нулевые со своими новыми форматами не оставили танцклубам ни малейшего шанса на выживание.
Помним! Любим! Скорбим!
«Хип-хоп маньяки — на острие атаки!»
Правильный «прикид» для танцора-тинейджера восьмидесятых-девяностых был не только частью сценического имиджа, но и просто делом чести.
- Кроссовки («колёса», «гипс»). В идеале — кожаные, белого цвета, на липучках и шнурках, прикрывающие треть голени. Также были недолговечные варианты из кожзама.
- Штаны-шаровары или джинсы-«бананы». Как правило, штаны шли комплектом в китайских спортивных костюмах, а джинсы-«варенки» марки Mawin (в народе — «Мальвины») покупались отдельно.
- Футболка. Чаще всего — светлых тонов, содержала принт — прямоугольную наклейку на груди и спине.
- Бейсболка. Чаще всего синяя, реже — чёрная или бордовая, с принтом USA. Надевалась козырьком назад.
- Напульсник. Эталоном вкуса считался «родной» штатовский, яркого цвета напульсник из прорезиненного материала с принтом Hip Hop, вариант победнее — чёрный напульсник из кожзаменителя с заклепками.