Рейсовые автобусы, которые стали ходить от Тулы до Щекино в 1924 г.
От цирка до вокзала
Если вы знаете, что такое лайн и умеете отличать пряники от жамок, то вы настоящий туляк. Лайн — это чисто тульское слово, мы еще разберемся, почему. И вообще, несмотря на один способ передвижения, в каждом городе свои, местные традиции поездки в маршрутке. Где-то оплачивают проезд сразу после входа, а где-то при выходе. В Туле, например, если надо выйти, водителю скажут что-то вроде «На остановочке, будьте добры». А в Чебоксарах эта просьба звучит как «На следующей оставьте». Сколько городов, столько и лайнов. А вот если вы попросите остановить у тещи, не каждый водитель вас поймет, ибо не каждый водитель — коренной туляк.
В СССР маршрутные такси стали вводить в 1930-х годах в Москве. Это были легковые автомобили ЗИС-101, позже ЗИС-110. На вид — вполне себе настоящее такси: легковой автомобиль, никак не напоминающий нынешние микроавтобусы. Просто эти машины ходили по заданному маршруту — к вокзалам, популярным площадям, паркам. Плата за проезд бралась не по счетчику, а по тарифным сеткам — примерно как сейчас в маршрутке Тула — Щекино.
В Туле первым видом общественного транспорта после отмены конки стал автобус, запущенный в 1924 году. Но при желании его вполне можно отнести и к маршрутному такси. Для перевозки пассажиров использовали переоборудованные грузовики. А первым настоящим автобусом стал 14-местный АМО на шасси американского грузовика «Уайт». Чем не маршрутка, куда вмещается сидящих пассажиров ровно столько же? Если эту дату принять за точку отсчета, через два года можно отмечать столетие тульской маршрутки. Ну или автобуса, кому что ближе.
Первый такой маршрутный рейс прошел от Курского (Московского) вокзала по улице Красноармейской, нынешнему проспекту, по Советской и Коммунаров (проспект Ленина) до коммунального отдела. Цена билета для поездки равнялась двадцати копейкам.
В январе 1933 года туляки запустили свою маршрутку в виде ночного автобуса, курсирующего от Курского вокзала до цирка, который тогда располагался на перекрестке нынешних улиц Советской и Оборонной. Большинство поездов со стороны Москвы тогда приходило в Тулу ночью, когда движение трамваев прекращалось, и пассажиры вынуждены были идти со станции пешком. Что, конечно, и неудобно, и не совсем безопасно. Правда, и от цирка еще надо как-то добраться домой. Особенно если ты живешь где-нибудь в Чулкове.
Курсировал по этому спецмаршруту всего один сорокаместный автобус. Преимуществом его стали быстрота перевоза и пассажиров, и багажа. В автобусе разрешалось перевозить до 48 кг багажа на одно лицо. Время отправления от цирка было в 2, 3, 4 и 5 часов ночи. Назад, соответственно, автобус шел примерно через полчаса.
Всего 15 копеек
После войны Тула некоторое время оставалась в стороне от всеобщего транспортного прогресса. Но летом 1961 года в городе появилось первое маршрутное такси — машина ЗИМ с характерными шашечками по бокам. На стекле была вывешена табличка «Маршрутное такси». Курсировало это такси от автовокзала на нынешней площади Победы до универмага на Советской. Стоимость проезда составляла 10 копеек. Универмаг, вскоре прозванный в народе Большим, был сдан сравнительно недавно и, конечно, был весьма привлекателен для жителей и гостей города. Правда, машин на линии было всего две, и работали они попеременно. Одна с 6 часов утра и до часу дня, другая с 14.30 до 22 часов.
Первая городская маршрутка ходила до Большого универмага на Советской улице.
В начале следующего года на Московском вокзале заработал диспетчерский пункт, и легковые такси также стали ходить по заранее намеченному маршруту — до центральной гостиницы и до автовокзала.
Рейсы городских маршруток начинались от автовокзала.
В 1968 году в Туле получили новые девятиместные буханочки Раф-Латвия. Эти машины с непривычным еще для горожан обликом начали выпускаться Рижской автобусной фабрикой в 1959 году. Они использовались не только как маршрутные такси, но и как автомобили скорой помощи, а также в качестве различного служебного транспорта. Новые рафики отрядили на обслуживание только что открывшегося маршрута Автовокзал — аэровокзал. Машины следовали по проспекту Ленина, улице Советской и далее по Октябрьской. Кроме конечных остановок, в такси можно было сесть на промежуточных: около стадиона «Тульские Лужники», на улицах Каминского, Красноармейской, Арсенальной, у Комсомольского парка. Сойти с машины пассажир мог по желанию в любом месте маршрута.
Раф-буханка, так выглядела тульская маршрутка в шестидесятые годы.
Плата за проезд была достаточно высокой по тем меркам. Полный проезд в одну сторону или больше пяти километров стоил 25 копеек, в остальных случаях — 10 копеек. При том, что поездка на трамвае стоила три копейки, а в автобусе — пять. Маршрутки курсировали с интервалом в тридцать минут с 7.50 утра и до 9 часов вечера.
Появление лаек
Кажется, что нынешние маршрутки были в Туле всегда. Но нет. Они появились только в 1997 году, с приходом в областной центр московской транспортной фирмы «Автолайн». Это были допотопные рафики, уже отбегавшие свое по Москве.
Именно от этого названия и пошло определение лайн или еще более просторечное — лайка.
Таким образом, тульскому автолайну в этом году исполнилось уже четверть века.
Автолайн — революционная перемена в тульском городском транспорте.
Это стало настоящей революцией в деле тульских пассажироперевозок. Стоимость проезда в лайне составляла две тысячи рублей, после деноминации — два рубля. Это было дороже, чем в остальном городском транспорте, но удобнее и быстрее.
Параллельно еще ходили ПАЗы и ЛАЗы тульского автотранспортного предприятия, которые везли народ за те же деньги, но значительно медленнее. А еще в лайнах не действовали никакие льготы и права на бесплатный проезд. Зато водитель маршрутки мог высадить не на городских остановках, а в удобном месте по требованию пассажира.
Первые маршрутки дублировали популярные маршруты общественного транспорта. Тем более, что они были и самыми популярными. Первым маршрутом в Заречье в 1998 году вообще стал укороченный аналог автобусного маршрута № 1 от улицы Мосина до Горелок. Потом появились и новые рейсы, не совпадающие с существующими.
Первые тульские маршрутки часто становились
участниками дорожных происшествий.
Параллельно начали действовать частные независимые перевозчики. В основном это были владельцы единичных транспортных средств самых разных марок. С технической точки зрения к частникам всегда имелось множество претензий. Инспекции могли обнаружить, например, ручной тормоз, привязанный веревками.
По данным всевозможной статистики ГАИ микроавтобусы чаще всего нарушали правила дорожного движения. Причем по наиболее опасным пунктам — превышение скорости, неправильное маневрирование, движение по полосам. В анекдотах и шутках водители маршруток заменяли привычных, но устаревших Петьку и Чапаева, Штирлица и мужа, приехавшего из командировки. Самые смешные шутки про маршрутки выпускались в виде наклеек и наклеивались в салоне самими же водителями. Что-то типа «Тише скажешь — дальше проедешь».
В январе 2003 года в Тульской области было уже около двух с половиной тысяч официально зарегистрированных маршрутных микроавтобусов, в большинстве своем занимавшихся городскими перевозками. Еще 90 машин совершали поездки по маршруту Тула — Москва. Между владельцами маршруток и администрацией города постоянно возникали конфликтные ситуации. Водителей пытались заставить обилечивать пассажиров, но это так и не прижилось.
Едва ли не каждый год возникают дебаты по поводу повышения платы за проезд. В 2005 году водители маршруток вышли на забастовку, и вдруг выяснилось, что без этого хлопотного и проблемного вида транспорта жизнь в городе все-таки значительно менее комфортная.
«Автолайн» просуществовал в Туле недолго, вместо него очень скоро появились фирмы с другими названиями. Но имя свое тульской маршрутке он подарил навсегда, а значит, стал частью нашей истории.