«Компьютер, ты — рожденье века!»
Так пел Виктор Салтыков, участник суперпопулярной в 80-х-90-х евродиско-группы «Форум». Разумеется, учиться работать на таких машинах могло прийти в голову только взрослым. Школьники же рассматривали даже простой урок информатики как повод хоть немножечко поиграть в Tetris или Pac-Man!
А чуть позже ПК и приставки стали появляться и в личном домашнем пользовании. Раньше такое и представить было сложно — свой собственный персональный компьютер, на котором можно было играть. Да не где-нибудь в зале автоматов и за деньги, а дома и совершенно бесплатно! И пусть графика и звук игр пока ещё оставляли желать лучшего — зато компьютер можно было подключить к телевизору с помощью обычного шнура и играть столько, сколько душе угодно!
… 1991 год. На Новый год мы с братом впервые получили один подарок на двоих — но зато какой! Новенький персональный компьютер ZX-Spectrum, который одним проводом подключался к телевизору JVC, а другим — к моему магнитофону «Орбита». Игры загружались с кассет в память компьютера. Для этого надо было потерпеть писк с кассеты буквально несколько минут — и далее можно было играть без ограничений!..
Saboteur, Elite, Robocop и многие сотни других, тоже весьма достойных игр. Переписанные у знакомых на магнитофонные кассеты сомнительного качества через ещё более сомнительного качества шнуры, игры загружались на Spectrum через раз. Особенно популярные игры с достойной графикой приходилось закачивать частями — на всю игру места в памяти первых персональных компьютерах не хватало! Самой большой трагедией для тогдашнего геймера была кассета, «зажёванная» магнитофоном аккурат на месте с «боссом уровня» в суперпопулярной игре Robocop…
А потом родители купили нам с братом наш первый джойстик — пластиковый, чёрный, с четырьмя присосками и ручкой с кнопкой-гашеткой!
«К концу выше ставки — играю на приставке!»
Дети девяностых хотели игр — и они их получили. Году в 93-м по телевизору начали «крутить» рекламную песенку-джингл, которую многие из тогдашних подростков могут легко спеть по памяти: «Dendy-Dendy, мы все любим Dendy, Dendy: играют все!».
Знаменитый логотип отечественной компании «Стиплер» — слонёнок в синей кепочке — гордо красовался и на нашей с младшим братом 8-битной приставке Dendy Junior. Приставка подключалась шнурами к телевизору… и выключалась только на ночь, все остальное время мы играли на ней по очереди!
Джойстик номер один (которым каждый из нас стремился завладеть на время игр за двоих игроков!) имел преимущество: с его помощью можно было выбирать игру и управлять ее настройками.
Желтого цвета картриджи к приставке, содержащие от одной до 1000 игр, продавались повсеместно, ими (как и впечатлениями) можно было обмениваться с одноклассниками, большая часть которых тоже увлекалась играми. Вот неполный список тех, кто (помимо взрослых членов нашей семьи) не дал нам с братом стать наркоманами и алкоголиками в «лихие девяностые»: Super Mario Bros., Lode runner, Bomberman, Battle city, Soccer, Ghostbusters и многие-многие другие.
Не успели мы наиграться в нашу первую игровую приставку, как в продаже появилась новая, вдвое лучше — 16-битная Sega Megadrive. Графика здесь была сопоставима с зарубежными игровыми автоматами — и мы играли сутками напролёт, с короткими перерывами «на поесть и поучиться»! Чёрные картриджи содержали чаще всего лишь одну (но какую!) игру. Приставке мы обязаны такими игровыми шедеврами, как аркадный Aladdin, Sonic, «стрелялка» Zero Tolerance, стратегический и тактический вертолетный шутер-симулятор в трёх частях — Jungle strike, Desert strike, Urban strike; аркадный, сделанный в стиле комикса Comix Zone; Golden Axe, Mortal Combat, платформер Bubba’n Stix, аркадный платформер Earthworm Jim…
Прогресс не стоял на месте, разработчики компьютерных игрушек постепенно увеличивали битность приставок и качество графики. В середине 90-х я побывал в гостях у одноклассника и впервые сыграл в Resident Evil на видеоприставке Sony PlayStation. Это был другой мир: вместо графики — реалистичные, почти живые персонажи, вместо привычных картриджей — диски! Я уже начал было разрабатывать коварный план замены Sega Megadrive на новый девайс с улучшенной графикой. Но тут на смену приставкам пришёл собственный компьютер.
«Я поставил дома ЭВМ!»
Это была довольно новая по тем временам «машина» — «Пентиум» 133 MHz. Он постоянно «зависал» и работал не слишком стабильно. Он был оснащён системой «Plug&Play» (подключи и играй), которую за «глючность» мы с братом прозвали «Plug&Pray» (подключай и молись). Но даже несмотря на все это, на новом ПК отлично «шли» практически все популярные игры того времени!
Квесты Lost Eden, Neverhood, «стрелялки» Doom и Duke Nukem 3D, стратегии Red alert и Heroes of Might and Magic II и куча других. Тогда же в киосках «Роспечать» начали появляться в продаже первые экземпляры тематического журнала для всех геймеров под названием Game.EXE.
…1996 год. Мы с братом основательно «подсели» на квесты — компьютерные игры, в которых нужно решать сложные головоломки. Поспорили, кто первый пройдет. И тут мне посчастливилось втайне от него купить свежий номер журнала с описанием поэтапного прохождения квеста «Broken sword» («Сломанный меч») — квеста о рыцарях-тамплиерах, который мы не могли пройти несколько недель! Втайне от брата я спрятал журнал в туалетном шкафчике. Благодаря подсказкам я доиграл квест до конца и выиграл спор, и на месяц приобрёл в глазах брата статус гения компьютерных игр! Надо было видеть его лицо, когда тайное стало явным!..
Апофеозом «игромании» в конце 90-х для меня стала ролевая игра (role playing game, или RPG) в пост-апокалиптическом мире под названием Fallout. В ней можно было жить — и мы жили! Да так, что я чуть было не вылетел с первого курса института, частично завалив зимнюю сессию…
Сегодняшним мальчишкам и девчонкам сложно объяснить, какая она — жизнь без компьютера. А их папы и мамы, выросшие в СССР, прекрасно это помнят. Мы взрослели — становились мощнее компьютеры, совершенствовались программы, росли скорости, объемы памяти и жестких дисков. Сегодня компьютерные программы решают массу задач — от набора текста до обработки фото и знакомств в сети. Но до сих пор, глядя на ноутбук сына, у меня в голове сам собой возникает один вопрос: а «потянет» ли он последний вышедший в свет гоночный симулятор Need for speed?
…Несколько лет назад я не удержался и все-таки приобрёл обновлённый клон приставки Dendy в подарок своему сыну (читай — себе). Пусть маленький пижон знает, что папа тоже не лыком шит (пламенный привет всем фанатам Battle City из 90-х!).
Наша справка
Игровые приставки — наши сокровища!
Их обладатель в 90-х считался суперкрутым и занимал особое место в школьной иерархической лестнице.
Игровая приставка Dendy Junior. Серия игровых приставок, аппаратный клон приставки третьего поколения Famicom. В России ее выпуском занималась компания «Стиплер». Начинания с 1992 года, приставки в разное время производились и ремонтировались на Тайване, на китайском заводе Subor и заводе «Тензор» в подмосковной Дубне.
Игровая приставка Sega Megadrive 16 bit. Игровая приставка четвёртого поколения, продавалась в России с 1994 года. Всего за время выпуска приставки для неё было разработано около 900 игр. В мире продано более 38 млн экземпляров этой игровой приставки.