1. Моя Слобода
  2. Город
  3. Люди
  4. Интервью
  5. Правила жизни ректора Тульского педуниверситета - MySlo.ru

Правила жизни ректора Тульского педуниверситета

Константин Подрезов откровенно о себе, миссии педуниверситета, свободе дискуссии и престиже профессии учителя.

 

Тульский государственный педагогический университет вошел в топ-300 лучших вузов России и в топ-10 лучших педуниверситетов страны.

Константин Подрезов возглавил родной педуниверситет им. Льва Толстого чуть больше года назад. Накануне Дня студента мы поговорили с молодым ректором об изменениях в системе образования, развитии ТГПУ и смысле жизни.

Я ранний ребенок — родился в студенческой семье. Мои родители были студентами второго курса факультета физики тульского пединститута. Меня отдали на воспитание бабушке в Арсеньево, откуда родом моя мама. А потом она приехала работать по распределению — в Стрикинскую среднюю школу Арсеньевского района. Сейчас этой школы уже нет, ее закрыли чуть более 10 лет назад.

Вообще, в любом селе есть две точки притяжения — медпункт и школа. Если их закрывают, у деревни или села вполне определенная судьба — они умрут. У деревни моего детства именно такая.

В моем классе было в разное время от двух до семи учеников. И только в выпускном классе добавились еще пятеро. А всего в школе училось 25 человек. И моя мама была директором и учителем физики. Конечно, в деревенской школе быть сыном учителя — это отдельная история, а уж сыном директора школы тем более. Плюсов гораздо меньше, чем минусов. Никаких поблажек. Кстати, в начальных классах возле доски висел ремень. Официально было разрешено применять ко мне силовые воспитательные меры. Я не был паинькой, поэтому через мою попу прошло много хворостин.

В школе я мечтал стать офицером, рассматривал поступление в Голицынское погранучилище (ныне Голицынский пограничный институт ФСБ РФ. — Прим. авт.). Такой выбор, скорее всего, — влияние наставника по начальной военной подготовке, полковника в отставке. Он гонял нас, как призывников, по полосе препятствий, мы разбирали автомат Калашникова, стреляли из мелкокалиберных винтовок, ездили на стрельбища. Но началась первая Чеченская кампания. И мама сказала: «Никаких военных училищ, только через мой труп».

Поступил на исторический факультет — наверное, наперекор родителям. Тогда, если помните, мы сдавали шесть выпускных экзаменов в школе и три вступительных. И все это за месяц-полтора. Причем вариантов, как у сегодняшних абитуриентов (выбрать несколько вузов и специальностей для подачи документов), у нас не было.

Исторический факультет тульского педа — это легендарная педагогическая команда. Олег Генрихович Вронский, Татьяна Андреевна Володина, Валентина Ильинична Баринова, Людмила Петровна Фролова, Галина Петровна Присенко, Юрий Владиславович Радович, Сергей Николаевич Семушкин, Геннадий Васильевич Михайлин… Они не просто передали нам любовь и уважение к истории, они заворожили нас историей. На самой первой лекции нам сказали: «История — это не сказки братьев Гримм, история — это причинно-следственные связи». Истфак научил нас думать, анализировать.

Я планировал после вуза пойти в армию, а потом в полицию. Но… по совету Валентины Ильиничны Бариновой поступил в аспирантуру. Одновременно работал в 58-й школе учителем истории, классным руководителем. Через четыре года понял, что нормально совмещать научную деятельность и работу учителя в школе невозможно. К этому времени я уже защитил диссертацию, работал в университете на полторы ставки. Это было тяжелое решение. Когда пришел забирать документы, мои ученики, увидев меня, закричали от радости: «Он вернулся!» Признаюсь, я тогда не сдержал слез.

Я благодарен школе — она дисциплинирует, учит эмпатии, умению выстраивать диалог с разными людьми, искать компромиссы. Самое важное, чему я научился в школе: если ты что-то говоришь, то ты это говоришь для другого человека. И если тебя не поняли, это твоя проблема, значит, ты не нашел нужных слов, не прочувствовал человека, не нашел ключика к его сердцу и душе.

Всем студентам советую: неважно, кем вы будете работать, но год учителем в школе вам многое даст для жизни.

Должен ли ученик любить учителя? На мой взгляд, нет. Уважать — да! Но с уважением, почтительным отношением друг к другу в нашем обществе есть определенные проблемы. И виноваты в этом мы сами. Пример? Пожалуйста. Как-то лет 10 назад в троллейбус зашел ветеран. На его просьбу подросткам уступить место пацаны недовольно ответили и место не уступили. Но из окружающих взрослых никто, кроме меня, замечание им не сделал.

Конечно, сейчас отношение к учителю, престиж профессии не такие, как были в XIX веке или в СССР. Но есть положительные тенденции. Строят новые школы, переоснащают педагогические университеты. Сейчас реально мы получаем беспрецедентную поддержку от государства, такого не было за всю историю вуза с момента его создания в 1938 году. За два года наш университет получил 450 млн руб.

Мы потратили эти средства на ремонт помещений, на создание кванториумов и технопарков, предметных лабораторий и закупку оборудования, на создание пространств досуга студентов.

Если в девяностых и нулевых абитуриенты выбирали больше направления юриспруденции, экономические специальности, а профессия «педагог» была где-то в конце списка, то по итогам 2022 года она входит в тройку лидеров.

Педагогические вузы оживают, у них есть потенциал, новые возможности. И я абсолютно уверен, 2023 год, объявленный Президентом как Год педагога и наставника, даст еще один импульс развитию системы образования и повышению популярности профессии учителя.

Есть знаменитое высказывание о том, что войну выиграл школьный учитель (речь о цитате профессора Оскара Пешеля о прусско-австрийской войне: «…Народное образование играет решающую роль в войне… когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем». — Прим. авт.). Она точно отражает значение образования и воспитания советской школы в победе в Великой Отечественной войне.

Школа и особенно университет должны научить вас самому важному, на мой взгляд, навыку — сомневаться, не принимать на веру всё и всех. А еще любопытству. Ведь человек запоминает то, что ему интересно, в чем он сам разобрался, задавая вопросы, подвергая сомнению суждения других, аргументируя свою позицию. У меня на истфаке было так. И я на всех ученых советах призываю преподавателей: дискутируйте, учите студентов думать.

Да, далеко не всегда школьный учитель или университетский преподаватель может ответить на неудобные вопросы своих учеников, начинать дискуссию на неудобную тему. Проще действовать по учебному плану: прочитал лекцию, задал задания и всё. Для этого нужна смелость. Если студент думает иначе, в противовес общегосударственной идеологии по какому-то вопросу, ему можно «заткнуть рот». Правильно это? Нет. Он не будет говорить в стенах университета, но будет говорить много больше в других местах.

Самый эффективный способ борьбы с идеологией — другая идеология.

Ничего другого человечество не придумало. Думать, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, вступать в полемику, показывать другому, где он ошибается и впадает в замкнутые идеологемы, — научить всему этому и есть задача педагога.

Так случилось, что с 2008 года я был проректором, сначала по учебной работе, потом по научно-исследовательской. Почему 27-лентнему доценту Надежда Анатольевна Шайденко (ректор ТГПУ в 1992—2002 гг. — Прим. авт.) предложила эту должность, для меня до сих пор загадка. Я полностью погружался в проекты — в создание университетской «Точки кипения», Института передовых информационных технологий, НОЦ «ТулаТех», Центра технологического превосходства по направлению «химия», «Технопарка универсальных педагогических компетенций» и др.

Я ректор университета чуть более года. Не могу сказать, что это мечта моей жизни. Это прежде всего колоссальная ответственность. Благодарен команде, которая поверила в меня и пошла за мной, прекрасно понимая темп моей работы. «Как вы плаваете по течению, я знаю. Покажите, как вы плывете против него», — говорю я своим подчиненным.

Вместе с командой мы написали проект развития университета. И, как результат, выигранный «Приоритет 2030», глобальная программа реорганизации университетов с финансированием в 100 млн руб. Самое тяжелое было заставить людей думать нестандартно, предложить то, что не ожидают от педвуза, но в рамках стратегического развития. В «Приоритете 2030» у нас три основных проекта:

  1. Создание региональной экосистемы естественно-научного образования.
  2. Применение цифровых технологий в социокультурном пространстве региона (например, создание виртуальных музеев, создание цифрового образовательного пространства).
  3. Формирование новой учительской среды (кванториумы, предметные лаборатории и технопарки), изменение системы подготовки учителей.

Педагогический университет — базовый вуз по подготовке кадров для системы образования. Это главная наша миссия. И все-таки половина студентов сегодня в ТГПУ не связаны с педагогическим направлением. Университет располагает феноменальными научно-исследовательскими лабораториями в области классической аналитики, классической органической химии, прекрасной школой IT-сферы.

Считаю, руководитель университета, в котором есть сильное технологическое направление, должен хорошо разбираться в нем. Когда в 2015 году наш университет впервые выиграл первую федеральную целевую программу вместе с Алексинским химкомбинатом, я неделю заучивал тему «Разработка инженерного программного продукта, обеспечивающего анализ прочностных характеристик материала, сделанного при помощи объективных технологий». Тогда я понял: мне не хватает технических знаний, инженерного образования, ведь через год проект нужно защищать. А для этого хотя бы для начала разбираться, что такое селективно-лазерное спекание, как движется лазер, какие есть режимы, виды порошков и так далее. Занимался самообразованием — читал статьи, участвовал в научных конференциях. И теперь могу на равных общаться по некоторым направлениям инженерии и технологии.

Блиц-опрос:
  1. Какая черта Вашего характера, на Ваш взгляд, Ваше самое большое достоинство?

- Ответственность и требовательность к себе и окружающим. Это одновременно и достоинство, и недостаток. Я «загоняю» и себя, и подчиненных.

  1. Что Вы цените больше всего в коллегах и студентах?

- Инициативность и ответственное отношение к делу.

  1. Вы возглавляете вуз имени великого Льва Толстого. У Вас есть любимое произведение Толстого?

- Толстой для меня не просто писатель, философ и педагог. Он относится к категории людей, которые меняют среду вокруг себя. Такие люди — большая редкость. Среди всех его произведений для меня ближе всего «Детство», «Севастопольские рассказы» и «Крейцерова соната».

  1. Вы счастливый человек?

- Да.

 

Главные новости за день в нашем паблике ВКонтакте

Перейти во ВКонтакте

23 января 2023, в 14:25 +8
 

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.
В «Типографии» прошла пост-панк вечеринка Dancing Plague
В «Типографии» прошла пост-панк вечеринка Dancing Plague
Алабай, бигль и корги всех мастей: в Туле прошла выставка собак
Алабай, бигль и корги всех мастей: в Туле прошла выставка собак