Олег Кравченко пришел на должность ректора ТулГУ чуть более двух лет назад. За эти два года университет укрепил свои позиции в Национальном рейтинге университетов. В 2023 году впервые вошел в рейтинг The Times Higher Education Impact Rankings, который ежегодно отмечает вузы, активно реализующие программы в рамках достижения целей устойчивого развития ООН. И закрепился по итогам 2022 года в топ-600 по качеству образования и правосудию.
Олег Александрович не очень публичный человек. За время руководства университетом дал всего несколько интервью. Мы решили восполнить пробел и поговорить с ректором об инженерном образовании, развитии университета и его миссии. И просто о жизни. Итак, знакомьтесь: Олег Александрович Кравченко.
...Я сам не туляк, родом из Майкопа. Родители — инженеры, работали на станкозаводе. Сейчас, к сожалению, этого предприятия уже нет. Меня с детства увлекала техника, электроника. Общение с отцом (он инженер-механик), с его коллегами (они занимались наладкой станков), наверное, и определило, где я дальше буду учиться и на кого — Новочеркасский политехнический институт, инженер-электрик.
...Моим наставником стал старейший доцент кафедры Александр Александрович Денисов. Несмотря на возраст (ему тогда было 70 лет), он и преподавал, и занимался инженерными разработками. Я много инженерных навыков у него перенял. Мы занимались разработкой тренажёров. Это, кстати, была моя научная тематика. К сожалению, Александр Александрович ушёл из жизни 10 лет назад, но я его помню и благодарен за все.
...Преподавать я начал, будучи аспирантом. В 30 лет стал начальником научно-исследовательской части вуза. В 33 по предложению моего научного руководителя возглавил кафедру. В то время мне удавалось сочетать преподавательскую деятельность и инженерные разработки.
...В 2014 году я защитил докторскую диссертацию, и ректор предложил мне стать проректором по научной работе вуза. Вот тогда времени на инженерные разработки — чтобы лично самому что-то спаять, прикрутить — не стало. Признаюсь, руки скучают по такой работе до сих пор. Наверное, поэтому дома все, что связано с электрикой, проводкой, подключением, делаю сам.
...Решение возглавить ТулГУ, переместиться на более ответственную позицию — это для меня определённый вызов. Я его принял.
Начну с того, что в ТулГУ я впервые побывал в 2010 году. Здесь проходила научная конференция — у меня даже есть фотография заседания в зале ученого совета. Когда меня назначили и. о. ректора ТулГУ, мои друзья, с которыми я был на той конференции, переслали эту фотографию и пошутили: мол, я уже тогда оценивал университет как место работы.
Тульский госуниверситет по своему духу инженерный, и это стало ключевым в решении сказать да. Если бы предложили возглавить какой-то творческий вуз, я бы отказался.
Плюс ТулГУ очень тесно связан с «оборонкой». Мне это всегда было близко. Ну и еще один аргумент за — хотелось работать в интенсивно развивающемся регионе. Тульская область именно такая. Здесь очень активная команда, большие перспективы.
...Непростым оказался вопрос переезда. Я советовался с семьей — родители, жена и дочери мое решение поддержали. Правда, семья переехала в Тулу только через год — младшая дочь заканчивала школу.
...У меня две взрослые дочери. Думаю, я для них пример и в чем-то наставник. Правда, у меня не всегда получается уделить им достаточно времени. Они советовались со мной, когда решали, где будут учиться, кем станут. Но выбор делали самостоятельно. Младшая выбрала медицину, старшая уже защитила диплом бакалавра. Она финансист.
...Я уверен, привести в порядок здания и территорию университета можно, просто этим надо заниматься постоянно и системно, чётко выделяя приоритеты. Простой пример. Бесполезно что-либо делать внутри корпуса, если у него течет крыша. В прошлом году мы сделали крышу 3-го корпуса, в этом сделаем крышу 8-го. Задач много, я вижу, как их решить, вопрос в ресурсах. В прошлом году мы получили финансирование и сделали ремонт в общежитии 6-1. Утеплили фасад, поменяли все окна, сделали входную группу. В следующем году получим средства и завершим полный комплексный капитальный ремонт этого общежития. Сделали проекты и на капремонт общежития 6-2.
24 июня 2021 года студенты интернатуры архитектурного бюро Wowhaus представили проект «Стратегия развития территории ТулГУ». Это была интересная концепция кампуса, у меня до сих пор на столе лежит этот документ, я к нему часто обращаюсь. Мы продолжаем работать над этим проектом, но он в жизни несколько сложнее, чем на картинках.
Например, в районе 3-го корпуса было много строений, сараев. Мы полностью эту территорию очистили, сейчас благоустраиваем ее.
За лето мы должны детально проработать мастер-план развития территории — у нас уже прошли конкурсные процедуры и заключён договор с одной из компаний. К концу года разработка мастер-плана будет завершена.
...ТулГУ участвует в федеральной программе «Приоритет-2030» (Национальный проект «Наука и университеты»). Это прежде всего позиционирование университета. В стране около 800 вузов, и среди них только 120 вузов вошли в программу. Проще говоря, это признание вуза на государственном уровне как значимого.
Не скрою, что, помимо престижа, участие в программе — это финансирование.
...Я, когда пришел на должность ректора, объявил, что на кафедры компьютеры покупать не буду, буду делать классы общего пользования. Говорите, какое программное обеспечение туда ставить, — и приходите, занимайтесь. Я отслеживаю загруженность этих классов. Сделал сейчас второй компьютерный класс в 5-м корпусе — потому что один работал 12 часов в сутки!
Обновить айтишную инфраструктуру несложно, были бы деньги. А для технологических разработок нужно создать определённую среду.
У нас сейчас действует несколько молодёжных лабораторий. Туда приходят талантливые студенты и аспиранты. В этих лабораториях реализуем магистерские программы. Осенью закончим обновление лаборатории по оборонным направлениям. Планируем расширять направление «живых систем» — его реализуем с пущинским научным центром РАН.
Я ценю в людях честность, открытость, профессионализм. И считаю, лучше сразу признаться, что чего-то не понимаешь, не знаешь, чем изображать бурную деятельность и ничего не сделать.
...Считаю, вуз должен создавать для молодежи условия для самореализации. Кто-то хочет заниматься творчеством — нужны пространства, где студенты смогут порисовать, потанцевать. Кому-то нужны спортивные объекты. А кто-то просто хочет общаться — и для этого нужны дискуссионные клубы и коворкинги. Но самое главное для технического вуза — нужна инфраструктура для исследований, разработок. Вот на это мы будем тратить основные ресурсы.
...«В люди» выхожу редко. Признаю, это моя недоработка. Но пока не хватает времени. Периодически общаюсь с председателем профкома студентов, регулярно — с заведующими кафедрами и директорами институтов. Но на самом деле я открыт для общения, любой может прийти на прием или написать мне в соцсети.
...Знаю ряд студенческих проблем. Первая пара в 7.45 и ремонт столовой в 9-м корпусе… Обновленную столовую запустим в сентябре. А насчет времени начала занятий… Из своей студенческой жизни помню, что и в 11.00 — рано. Но если будет общий запрос от студентов, которые приезжают из области каждый день, готов обсудить изменение расписания.
...Работая преподавателем, завкафедрой, я видел недостатки Болонской системы. Выпускающие кафедры по максимуму сохраняли свои дисциплины и сильно сокращали курсы общегуманитарного направления. И сейчас мы видим последствия этого решения, особенно в вопросах истории, развития общества и проч.
Еще очень сильно просел блок общепрофессиональных дисциплин — сопромат, детали машин, теоретические основы электротехники, теория автоматического управления. Количество часов по этим дисциплинам уменьшилось, а практика показала — это фундамент инженерного образования.
По предложению Президента первая ступень высшего образования станет окончательной. Будет общее высшее образование. А магистратура станет узкопрофессиональным образованием. Человек должен в неё приходить, уже поработав какое-то время по специальности и чётко понимая, в какой области ему надо специализироваться.
...Университет не просто дает образование, но еще и воспитывает, формирует коммуникативную среду. Ребята должны уметь общаться, в том числе работая над совместными проектами. Это главный из навыков, которые требуют работодатели. А для этого нужно личное общение. Поэтому не согласен с теми, кто считает, что образование скоро перейдет в онлайн.
Есть и другая сторона. Не всегда в регионе можно найти талантливых известных преподавателей по каким-то особо узким направлениям. Бывает, таких специалистов один-два в России, и только они смогут прочитать несколько лекций по конкретному направлению. Вот такие лекции обязательно нужно делать онлайн. За этим будущее.
...Сейчас модно стало, когда говоришь об искусственном интеллекте, приводить примеры из ChatGPT. Это уже мем настоящий — сделать запрос и посмотреть, что же тебе ответит ИИ.
Искусственный интеллект точно придёт на место различных рутинных процессов и ускорит научно-технический прогресс. Думаю, любой грамотный человек в ближайшее время должен владеть навыками взаимодействия с ИИ, особенно на инженерном и IT-направлениях. В ТулГУ есть дисциплины по ИИ, мы этому уже обучаем.