Стаж работы у Ирины Юрьевны уже 33 года, но до сих пор она не растеряла блеска в глазах, интереса к своей профессии и желания двигаться только вперед. А главный секрет такой долгой успешной педагогической карьеры — любовь к детям! Но обо всем по порядку. Слово самой Ирине Петраковой.
…С детства очень люблю детей. У меня бабушка работала в детском саду в Пролетарском районе. Он очень маленький, и там такая семейная атмосфера была! Все друг друга любили, и воспитатели были очень душевные. И у меня с детства зародилась мысль, что я тоже буду работать с малышами. Так и получилось: я всю жизнь работаю с дошкольниками и младшими школьниками и всю жизнь — в любимом Заречье. Так что каждый второй прохожий здесь — или мой воспитанник, или родитель моих воспитанников.
…После школы я сначала окончила педагогический класс, там по ускоренной программе готовили воспитателей логопедической группы. На практику я пришла в детский сад № 24. Мне ещё не было 18 лет, но заведующая предложила мне остаться — одновременно учиться и работать.
Очень хотелось учиться дальше. Я вышла замуж, у меня родился ребёнок, и уже на очное отделение я поступать никак не могла. Окончила наш педагогический колледж № 2, получила профессию воспитателя. Ну, а затем, когда у меня уже родился второй ребёнок, я решила, что мне все еще недостаточно образования и поступила на факультет психологии в ТГПУ. Так я получила профессию детского практического психолога.
Кстати, моя старшая дочь Екатерина окончила исторический факультет университета, сейчас живет и работает в Москве. Младшая дочь Марина окончила Естественно-научный институт ТулГУ, факультет биотехнологии, ее работа связана больше с химией. Тоже работает в Москве. Обе девочки меня всегда радовали, обе окончили музыкальную школу с отличием, младшая — лицей с красным аттестатом.
…Сейчас я работаю педагогом дополнительного образования. В основном занимаюсь декоративно-прикладным творчеством. И в последние 5-6 лет совмещаю творчество и подготовку детей к школе: мы с малышами развиваем мелкую моторику, я прививаю им любовь к рукоделию, различному творчеству, лепке, рисованию, аппликации, конструированию из бумаги. Поэтому когда мои воспитанники идут в школу, им не страшно, они к ней готовы.
Кстати, ребята, которые к нам приходят в пятилетнем возрасте, потом не уходят чуть ли не до 18 лет (смеется).
Для подростков у нас в Центре предусмотрены разные программы, они находят занятия по душе: техническое творчество, шахматы, лего-конструирование, компьютерные технологии, декоративно-прикладное творчество. Мы даже кукол шьем! Но старшие ребята занимаются уже с другими преподавателями, моим воспитанникам — от 5 до 10 лет.
У самых маленьких, дошколят, занятия проходят два раза в неделю по 30 минут, у младших школьников — уже по 45 минут.
…Педагог, воспитатель должен в первую очередь любить детей, и они должны это чувствовать. Потому что если ребёнок не чувствует любви, то у него не будет и доверия. И тогда он уже не пойдёт на занятия, а наши ребята, наоборот, не хотят уходить!
…Я училась в трех школах, и одной из них была школа № 71 в Заречье. Я пришла сюда в шестой класс. Тогда она была элитная, советско-польской дружбы. К нам постоянно приезжали разные делегации. И там у меня была любимая учительница Людмила Александровна, она так преподавала историю — заслушаешься! На исторический факультет в вуз я не пошла — так сложились обстоятельства, но история со мной каждый день. На моих занятиях обязательно есть минутки краеведения, мы с ребятами гуляем по Заречью, любим бывать в сквере «Тульское чаепитие», я рассказываю ребятам про филимоновскую игрушку. А после прогулок обязательно рисуем, лепим что-то на тему услышанного…
…Дети всегда были очень разными. Сейчас они более в чем-то осведомлены, иногда в том, в чем и не надо (улыбается). Но все равно они такие же доверчивые, непосредственные, добрые. Есть среди них и настоящие трудяги, стараются на занятиях. А наша задача — помочь им найти себя и раскрыться.
В прошлом году я впервые приняла участие в конкурсе «Призвание — учить!», который организовал Благотворительный фонд Михаила Шелкова «Эмпатия». И так получилось, что я сразу стала победителем в номинации «Педагог дополнительного образования». Прошлый год был очень плодотворным и для меня, и для моих воспитанников. Они участвовали во многих городских конкурсах и почти везде побеждали. Есть конкурсы рисунков, поделок и для дошкольников, и для младших школьников.
Я же решила рассказать о том, чем я с детьми занимаюсь.
В прошлом году я представила блок, связанный с развитием мелкой моторики у детей младшего школьного возраста через лепку из солёного теста.
Показала фрагмент занятия на видео, рассказала, какие современные технологии использую. Было очень много участников — тем ценнее для меня победа. Мне было очень приятно! Я испытала радость и, что самое главное, почувствовала уверенность в себе. Значит, все, что я делаю, не просто так, это нужно людям, и надо продолжать в том же духе, даже ещё лучше!
В этом году я тоже подала заявку на участие в конкурсе «Призвание — учить!» в той же самой номинации, но теперь уже представляю занятие с дошкольниками — подготовка детей к школе через творчество. Это новое слово в педагогике.
…Люблю свою профессию за результат. Сначала малыши приходят на занятия неуверенными в себе, порой с испуганными глазками… Некоторые говорят: «Ой, я так не умею, я не знаю, я не смогу, у меня не получится…» А потом, когда потихонечку у них все начинает получаться, их победы очень вдохновляют! Мои ученики приходят в свой детский сад, в школу и уже сами все рассказывают, показывают, могут научить своих сверстников.
…Мне очень нравится моя работа, и я мечтаю посвятить ей еще долгие годы. В моей жизни был период, когда я пять лет работала методистом. Но по-настоящему мое — это работа с детьми. Так я получаю гораздо больше положительных эмоций.
У нас, педагогов, большой отпуск. Конечно же, за это время мы с ребятами успеваем соскучиться друг по другу. Хорошо, что сейчас есть множество способов связи. Они мне пишут, звонят, присылают свои фотографии, рассказывают о себе, что у них произошло. Это очень мило. Такое доверие дорогого стоит.