Хелависа: «На «Химере» мы достигли красивейшего саунда за всю историю группы»

Фото Алексея Пирязева.

Хелависа: «На «Химере» мы достигли красивейшего саунда за всю историю группы»

Группа Мельница представила тулякам свой новый альбом «Химера», а Наталья О'Шей (Хелависа) поделилась c читателями Myslo секретами творчества.

20 ноября в тульском ДК Железнодорожников  с успехом прошел концерт легендарной группы Мельница. Группа  представила свой новый альбом «Химера», который является продолжением предыдущей пластинки «Алхимия».

Концерт, длившийся почти два часа, включил в себя и новые песни из диптиха «Алхимия» и «Химера» (который изначально планировался как один альбом под названием «Альхимейра»), и старые, давно любимые зрителями песни, которым дружно подпевали всем залом.

Из старого и любимого сыграли и знаковую для фанатов группы «Дорогу сна», и «Ночную кобылу», с которой у многих поклонников началось знакомство с творчеством Мельницы, и «Зов крови», и «Шамана», и «Господина горных дорог» – как определила эту песню сама Хелависа, «самую пафосную из наших пафосных баллад».

Отдельный восторг зрителей вызвали сольные выступления несравненного барабанщика Дмитрия Фролова и флейтиста Дмитрия Каргина: абсолютно разные по звучанию инструменты, абсолютно разные по настроению композиции и – одинаково высокое мастерство музыкантов. Зрители отбивали ритм и радостно кричали «Хэй!» вместе с неистовствующим барабанщиком, а минуту спустя, когда Дмитрия Фролова сменил на сцене Дмитрий Каргин, те же самые люди потрясенно и почти благоговейно молчали, внимая флейте.

Ничего удивительного, что просто так зрители не отпустили группу – после финальной песни весь зал аплодировал стоя, до тех пор, пока артисты не вернулись и не сыграли ещё одну композицию.

А после окончания концерта нам удалось проникнуть за кулисы и пообщаться с вокалисткой группы Мельница - Натальей О’Шей (Хелависой).

 

Начнем, пожалуй, с самого банального вопроса: как вам наш город?

– Мы всегда с удовольствием приезжаем в Тулу, она нам очень нравится. Правда, мы мало что успеваем посмотреть, но даже когда ты смотришь на город из окна автобуса, определенное впечатление все равно получаешь. Ты смотришь, насколько город чистый, насколько город нарядный, и эти замечательные кремлёвские башенки!.. Ты думаешь и о таких банальных вещах, насколько хорошо в городе кормят – у нас, например, некоторые «товарищи по партии» инспектируют качество гостиниц, качество стейков, солянок и салатов оливье. В Туле с этим все хорошо.

А что скажете о публике?

– Думаю, достаточно показательно то, что Тула была одним из первых городов, куда мы вообще поехали, когда у нас начались гастроли за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Я помню, что у нас был сперва Нижний Новгород, потом Самара, а третьим городом как раз была Тула.

Ваш новый альбом, который сегодня был представлен, многие фанаты восприняли как возврат к «старой доброй Мельнице». А как вы его оцениваете?

– Да, я знаю о такой точке зрения, но я думаю, что это то, что они хотят видеть и слышать. Для нас – нет, это не так. Мы не считаем, что куда-то вернулись. Хотя нам, без сомнения приятны отзывы наподобие «ой, я не могла слушать два последних альбома, а вот начиная с «Химеры» я снова буду слушать ее!» - это приятно. Но сами для себя мы не считаем это возвратом. у нас вектор развития исключительно вперед, и для нас «Химера» - это в первую очередь вторая часть диптиха с «Алхимией».

И самое главное, что на «Химере», как мне кажется, нам удалось достичь самого красивого саунда за всю историю группы.

Мы очень серьезно подошли к саунд-продюссингу, еще более серьезно, чем на «Алхимии». На «Алхимии» – да, мы очень красиво все записали, но стало понятно, что там очень много всего, проявились какие-то огрехи аранжировки, местами мы, может быть, увлеклись. На «Химере» же мы принципиально старались достичь идеальной музыкальной вертикали в партитурах.  Скажем, «Обряд», мне кажется, в этом плане получился совершено идеально именно потому, что там вообще нет средних частот. Там есть басы, есть электронные  «лупы» и там есть верхние частоты – вот эта звенящая-шуршащая акустическая гитара и струнный квартет. Там совершенно нет середины. В сумме это создает такое совершенно стремное чувство у слушателя, которого мы и хотели добиться: чувство воздушной ямы под крылом дракона, чувство пустоты, оно есть в аранжировке. Это пример того, как мы сейчас работаем.

Вы с такой любовью рассказываете об отдельных песнях. А есть ли у вас любимая песня из числа созданных вами?

– У меня на каждом альбоме есть любимая песня. Скажем, на предыдущей пластинке, на «Алхимии», это была парочка – «Никогда» и «Дредноут». На этой пластинке это «Список кораблей», ну это наш бесспорный фаворит. Когда мы с Сергеем Вишняковым (соавтор песен, гитарист и бэк-вокалист – прим. автора) эту песню записали, мы с ним так посмотрели друг на друга и сказали: «Кажется, мы написали шедевр!» (смеется).

А сложно ли одновременно петь и играть на арфе?

– Это дело привычки. Ну, конечно, какие-то рассинхронизированные партии – как с любым инструментом, - это сложно. А так, в принципе… нормально.

Думаю, все поклонники знают, какое огромное количество у вас проектов, увлечений. Как вам удается это совмещать?

– Никак. Мне не удается. Мне ничего не удается совмещать, приходится выбирать.

А в пользу чего делается выбор?

– Ну, это как пойдет. Я такая… противоречивая натура! Просто в какой-то момент я понимаю – «Ааа, мне нужно срочно лететь в Москву, у меня там запись на радио, мне нужно срочно сделать вот это вот все!», идет какая-то страшная движуха и я лечу. А потом я в какой-то момент понимаю, что, к примеру, у детей в школе праздник Святого Мартина. И мне нужно быть там, ходить с ними с лампочками по двору и это тоже очень важно.

Вас уже много раз спрашивали, что вас вдохновляет на ваши песни, поэтому я спрошу о другом: помимо вдохновения у творческих людей бывают творческие кризисы. Как вы их преодолеваете?

– Это очень тяжело. Если ты уже угодил в кризис, преодолеть его очень тяжело. Нужно большое потрясение, какое-то большое, сильное чувство. У меня, к сожалению, в жизни так случалось, что если я оказывалась в творческом кризисе, для его преодоления мне нужно было пережить либо смерть близких, либо со страшной силой влюбиться, либо пережить аналогичное потрясение – угодить в аварию, например. Я думаю, что это не совсем правильно, но так складывается.

Понятное дело, что у меня были кризисы связанные и просто с ленью, и с отношениями с Космосом – потому что когда ждешь детей, тебе обрубает все космические связи, и потом совершенно непонятно, как их восстанавливать.

Поэтому лучше не попадать в такие «ступоры», лучше поддерживать это состояние, когда ты все время пишешь. Мне в этом плане очень близка позиция Юрия Олеши – «Ни дня без строчки». Нельзя позволять себе лениться, надо постоянно быть в этом слегка измененном творческом состоянии, постоянно быть готовым что-то куда-то записать.

А помимо кризисов, что самое сложно в творческом процессе, в выступлениях?

– Когда мы говорим о команде, есть целая комбинация факторов. Во-первых, это динамика трек-листа – поэтому, кстати, мы никогда не играем концерты по заявкам.

Один раз мы попытались это сделать – это вышел самый ужасный концерт за всю историю группы.

Потому что он состоял из унылых медляков процентов на семьдесят. Там были «Змей», «Зима», «Воин вереска»,  «Королевна», «Господин горных дорог»… и под конец ты уже думаешь, когда же это кончится?! Так что, ребята, позвольте музыкантам самим определять динамику концерта, для того, чтобы вам же было хорошо. Это раз.

Два – это конечно же чувство команды, чувство локтя. Это мы тоже вырабатывали годами, чтобы каждый готов был подхватить товарища на любых каких-то косяках – технических или человеческих. Это очень важно, и оно у нас, к счастью есть.

А можете сказать пару теплых слов о каждом члене вашей команды?

– Конечно. Начнем с задней линии: Дмитрий Фролов, барабанщик. Один мой товарищ, который сейчас работает шведским послом в Минске – просто не спрашивайте! (смеется) – сказал: «У вас барабанщик – это помесь Джизеса и животного из «Маппет Шоу»!» Мне кажется, что это прекрасное определение Димы, потому что Дима – это звезда, он исключительно профессиональный музыкант, красавец, который настолько беззаветно любит свои барабаны!.. У него коллекция у нас на базе уже из шестнадцати, что ли, малых барабанов. Они у него красиво так разложены. Дима это чудесное такое создание из диснеевского мультика.

Алексей Кожанов – хозяин обычных и необычных басов. Он у нас самый умный и находчивый. Обладает великолепным тонким музыкальным вкусом, иногда даже слишком (смеется). С ним всегда можно посоветоваться, он, можно сказать, член редколлегии.

Сергей Вишняков. Он стоит по левую руку от меня, но на самом деле он моя правая рука. Он мой соавтор, мой бэк-вокалист, и это как раз тот человек, который обладает способностью мыслить в плане музыкальной вертикали, что мне дано не всегда. Как раз вот этот «воздух под крылом дракона» со струнным квартетом – это его заслуга. Кроме того, у нас с ним есть вариант лайтового выступления в жанре «36,6» – когда какой-то город не может себе позволить привезти всю Мельницу, тогда едем мы вдвоем.

Алексей Орлов – душечка, самый артистичный член коллектива. Он на самом деле обладает театральным образованием и у нас отвечает за шоу, а также за уникальную пятиструнную виолончель, которую сам построил с помощью мастера. Это его фишка.

И, наконец, духовых дел мастер – Дмитрий Каргин.  Это человек, который, при том, что имеет классическое консерваторское образование и является фантастического профессионализма и стабильности оркестровым флейтистом, обладает изрядной гибкостью мышления, желанием учиться. И за время работы в группе он освоил и ирландские тинвистлы, и мелодику, и жалейки, и еще сейчас грозится завести волынку. В общем, парк инструментов у него все прибывает. Словом, это пример человека, который уже поучил прекрасное образование и работает по профессии, но продолжает учиться.

Автор: Ирина Голубицкая, 21 ноября, в 18:00 +7
Другие статьи по темам
Место
Ольга Чекмазова: «Хочу начать жизнь с чистого листа»
Ольга Чекмазова: «Хочу начать жизнь с чистого листа»
Театральную студию «Пчёлка» пригласили на фестиваль в Канаду
Театральную студию «Пчёлка» пригласили на фестиваль в Канаду