Театральную студию «Пчёлка» пригласили на фестиваль в Канаду

Фото Дмитрия Дзюбина.

Театральную студию «Пчёлка» пригласили на фестиваль в Канаду

Юные актёры из тульской гимназии №30 вернулись с франкофонного фестиваля в Румынии «Амифран». И как всегда привезли с собой восторженные отзывы зрителей, море позитива и приглашение на фестиваль в Квебек.

На фестивале актёры показали сказку Трины Паулус «Надежда каждого цветка». Причём играли спектакль на французском языке. Но это для школьников не проблема, ведь все они учат этот язык в гимназии с первого класса. Здесь реализуется программа «Обучение театру через французский язык, обучение французскому языку через театр» — и как раз часть этого проекта — работа театральных студий «Пчелка» и «Образ» и их участие в международных франкофонных фестивалях.

Чтобы выступить на этом фестивале, необходимо было стать лучшими на Международном фестивале молодёжных театров на французском языке Maski в Москве. Если здесь театр получает приз зрительских симпатий, то он едет на фестиваль за рубежом. Театральная студия «Образ» (старшая группа театральной студии «Пчёлка») как раз и получила этот приз. А на фестивале «Амифран» туляков заметили, оценили и пригласили на фестивали во Францию, Италию и Канаду (Квебек).

Сцена из спектакля «Надежда каждого цветка».


В этом году театральной студии «Пчёлка» исполнилось 25 лет, и уже 15 лет ребята играют спектакли и на французском языке. Создателем, идейным вдохновителем, режиссёром студии все эти годы является Ольга Викторовна Филиппова, педагог-организатор гимназии № 30. Глядя на эту женщину, яркую, энергичную, харизматичную, становится понятно, почему столько лет ей удаётся сохранять и приумножать интерес к театральной студии и заряжать юных артистов вдохновением и любовью к театру.


Ольга Викторовна Филиппова.


По образованию Ольга Викторовна — учитель русского языка и литературы, но театром она увлечена с детства.

- Я благодарна своей судьбе за то, что пять лет занималась в театральной студии «Алый парус» у Зои Васильевны Григорьевой и Евгения Ивановича Крючкова в ДК профсоюзов. Я пришла в студию в девятом классе. Серая мышка, девочка, которая всего боялась, с кучей комплексов. И вот педагоги сумели открыть все створочки, вытащить оттуда человека, который, оказывается, творческий.

— И теперь эти створочки открываете Вы! Ольга Викторовна, сколько ребят занимается в театральной студии «Пчёлка»?
- На данный момент более 60 человек. У нас есть младшая студия с 1 по 4 класс, средняя студия с 5 по 7 класс, старшая студия с 8 по 11 класс — она называется «Образ». Младшие и средние занимаются дважды в неделю, старшие — три раза. С ними уже можно более глубоко докапываться до философии спектакля, отрабатывать и шлифовать роли, как говорится, накладывать грани на алмаз.


— Когда вышел первый спектакль «Пчёлки»?
- Весной 1991 года. Первым нашим выходом на сцену стали театрализованные действа, которые объединили родителей и детей. Ну, а первый наш настоящий спектакль назывался «Целебный камень».

— То есть вы ещё родом из Советского Союза?
- Да. 90-е годы — это самый расцвет творчества, были идеальные условия для самореализации. У нас ничего не было. Костюмы шили из старой одежды, декорации делали сами, но кризис подстегнул нас к мысли, к действию. Уже в 1991 году мы поехали на свой первый фестиваль в Эстонию. Поездка стоила сто рублей, помню, как я ходила и искала спонсоров (смеётся).


В рабочем кабинете Ольги Филипповой.

— Как родилось название студии?
- Это моя любимая история, которую я до сих пор с удовольствием всем рассказываю. Когда начали обсуждать название студии, было два варианта — «Пчёлка» или «Радуга». И все проголосовали за «Пчёлку». Я спросила у ребят — почему? Они ответили: пчёлка трудится — мы тоже трудимся, пчёлка носит мёд — мы работаем над спектаклем, пчёлка приносит радость мёдом, мы — своими спектаклями. Мне это очень понравилось, так закрепилось это название.


Сцена из спектакля «Надежда каждого цветка».


— За 25 лет постановок было очень много, но есть такие, которые до сих пор в сердце?
- Конечно! Мы выбираем спектакли, чтобы в них была глубокая философская мысль, образность и массовость. Для меня театр — это философия, эстетика, красота. И возможность языком театра поговорить о проблемах, которые важны для всех.

С удовольствием вспоминаю спектакль 2000 года «Маленький принц», где играли все три студии. Это был первый спектакль, где мы ввели хореографию. У нас до сих пор в спектаклях много пластики. Это было мощно!

Когда я работала над этим спектаклем, у меня было ощущение, что я держу каменную стену и никак не могу её поднять. И ту лёгкость и восторг, когда всё наконец полетело…
Потом был спектакль «Сирано де Бержерак», в котором играло более 50 артистов. Бои на шпагах нам ставил актёр театра драмы Бавтриков. Постановка получилась очень трогательная. Зал плакал!


Сцена из спектакля «Сирано де Бержерак».

«Чайка по имени Джонатан Левингстон» — наш самый титулованный спектакль, мы показывали его на четырёх фестивалях. Даже на Байкале, где мы играли на открытой площадке.


Сцена из спектакля «Чайка по имени Джонатан Левингстон».


Один раз на деревянных подмостках, а второй раз просто на берегу озера. Скалистый берег, сосны, горы в туманной дымке — лучшие декорации. Дети кричали, как чайки. А над ними кружили настоящие чайки и отвечали им с высоты.


Сцена из спектакля «Нос».


Очень сильный спектакль «Нос» Нины Садур. Я подслушала разговор людей на фестивале. Кто-то спросил — ты видел у Тулы «Нос»? И ответ — да, это была бомба. В прошлом году мы с выпускниками студии поставили спектакль по роману Замятина «Мы», он шёл 2,5 часа. То, что у нас в итоге получилось, на меня саму произвело огромное впечатление. Мне не стыдно за свои работы.

И даже если у жюри возникают вопросы, то они — только ко мне. Дети всегда работают честно.

Даже когда у них роль без слов. Например, в спектакле «Надежда каждого цветка» у семиклассницы Вики Разумовской мало слов, она играет гусеницу. Но на форуме после фестиваля в Румынии, когда разбирали спектакль, профессиональные актёры ей сказали: «10 минут на сцене просто есть траву и так, что от тебя не оторвать глаз!» Это дорогого стоит. Вообще фестивали дают очень многое. Это школа не только для детей, но и для меня. На всех фестивалях несколько дней идут мастер-классы, их проводят профессиональные режиссёры и актёры разных стран. Это очень обогащает.

Виктория Разумовская, 7 «А» класс

Моя сестра, которая старше меня на семь лет, занималась в «Пчёлке». И когда я, маленькая, ходила на их спектакли, мне очень нравилось. Мы с сестрой и родителями приняли решение, что я тоже буду ходить в эту театральную студию. Здесь очень приятная атмосфера, в течение всей репетиции мы обсуждаем роли, работаем над спектаклем, чистим куски. Моя сестра сейчас учится на втором курсе Школы-студии МХАТ, я тоже хочу стать актрисой. А летом мы ходим в походы — два раза обязательно! Один раз уезжаем куда-нибудь в святое место, там разбиваем лагерь, помогаем храму, ходим на причастие, а в августе — водные походы, сплавляемся по рекам на катамаранах.

Валерия Бабыничева, 8 «Б» класс

Когда я пришла в гимназию в первый класс, то узнала, что здесь есть такая студия. Пришла на первое занятие, и мне сразу очень сильно понравилось. С каждым годом любовь к студии только растет. На данный момент мы не просто театральная студия, мы — семья. Проводим вместе очень много времени, летом ходим в походы, и это очень сближает. В будущем я бы хотела стать режиссёром.

Софья Филимонова, 10 «А» класс

Когда я увидела, какие спектакли ставит старшая группа, мне очень понравилось! И я пришла в студию. Ещё мне необходимо улучшить свой французский язык, и в этом мне помогает живое общение на этом языке на фестивалях. Очень нравятся уроки актёрского мастерства, мы разбираем много материала, ищем характеры, это очень затягивает. Занятия помогают мне развиваться, приобретать уверенность в себе.

— Вы мечтаете о том, чтобы выпускники студии становились артистами?
- Я всегда говорю детям, что театр вас настигнет, не надо это делать самоцелью. Очень хочется, чтобы у ребят не было звёздности, я никогда не афиширую весь список спектаклей, которые мы поставили, и все наши титулы. Я не напоминаю детям, что они лауреаты, дипломанты, победители и т. д. Чувство тщеславия и гордыни и нас-то, взрослых, губит, а для детей это очень опасно.

Я им всё время говорю — не воспитывайте в себе актёра. Вы должны быть открыты миру, уметь впитывать, наблюдать, а актёрская профессия вас настигнет.

Из моих учеников есть трое, которые выбрали для себя это профессией. Мария Попова играет в Камерном драматическом театре, Юля Разумовская учится в Школе-студии МХАТ, Семён Коновалов в этом году поступил в Московский Институт Телевидения и Радиовещания «Останкино» (МИТРО). Я очень рада за них. Если они достигнут высот и где-то упомянут, что занимались в студии «Пчёлка», вот тогда это будет мой результат. А пока мы для детей — стартовая площадка.


Одна из стен кабинета Ольги Филипповой обклеена афишами со всевозможных фестивалей, в которых принимала участие «Пчёлка».

— Ольга Викторовна, над чем работаете сейчас?
- Проект младшей студии пока озвучить не могу. А со старшими сейчас мы работаем над новым спектаклем «Носорог» Эжена Ионеско. Премьера весной!

Автор: Лариса Тимофеева, 21 ноября, в 13:43 +6
Другие статьи по темам
Хелависа: «На «Химере» мы достигли красивейшего саунда за всю историю группы»
Хелависа: «На «Химере» мы достигли красивейшего саунда за всю историю группы»
Главный уролог Тульской области Александр Петряев: о бесплодии, недержании и мужском здоровье
Главный уролог Тульской области Александр Петряев: о бесплодии, недержании и мужском здоровье