Начало концерта в Чили-баре было в 20.00, но артисты приехали уже в пять вечера, и у них начался саундчек. Концерт в рамках проекта «Наше Радио – Тула» получился не в полной мере акустическим квартирником: музыканты играли на подключенных инструментах, с отличным звуком. Но по уровню драйва – как в 80-90-е!
- Хиты всегда нужно играть, но у нас есть большое количество песен с моих последних альбомов, – сказал Александр Ф. Скляр. – И обычно мы решаем по настроению, что петь. Это зависит от того, как я чувствую зал.
Скляр удивил поклонников новой причёской, из-за которой стал невероятно похож на своего друга Гарика Сукачёва. Рокер поздравил всех с Днём радио (это и его профессиональный праздник, ведь Скляр более десяти лет вёл радиопрограмму «Учитесь плавать»), и с Днём Победы.
Концерт шёл около двух часов. На бис было спето не меньше пяти песен. После чего началась длительная автограф-сессия: Скляр расписывался на дисках, виниловых пластинках, книгах, концертных билетах, руках и даже на квитанции за услуги ЖКХ.
В подарок получил пряник и обрадовался, потому как сам купить не успевал. Каждый поклонник имел возможность выразить музыканту своё почтение в полном объеме. Музыкант поговорил и сфотографировался со всеми желающими.
Мы взяли у рок-музыканта эксклюзивное интервью. Александр попросил отложить разговор: сначала торопился на репетицию, а уже перед концертом подошёл и извинился, что не смог пообщаться сразу, но пообещал: всё будет!
Наш разговор проходил в непринуждённой обстановке, за столиком. Артист разрешил называть себя по имени, сказав, что отчества – не для музыкантов.
- В Тулу добрались очень хорошо, я особо и не заметил дороги – продолжал чтение нового романа Захара Прилепина «Обитель», который я начала читать вчера ночью и не мог оторваться до половины пятого утра. В десять сел в автобус, думал, подремлю, но открыл Прилепина и читал до самой Тулы. Очень сильный роман, меня захватил. Пока прочитал страниц двести, но могу настоятельно рекомендовать всем! Кстати, Льва Толстого я читаю часто: в прошлом году в очередной раз перечитал «Войну и мир». Жаль, никак не получается выбраться в Ясную Поляну. Но у меня она в больших планах. Если Бог даст, хочу попасть туда этим летом. В любом случае она входит в перечень мест, которые я должен посетить в этой жизни!
- В каком формате предпочитаете книги – электронном или бумажном?
- Только в бумажном, ведь я якудза старой школы. Если мне интересен этот писатель, эта книга, то тогда я её покупаю. Если сомневаюсь, могу скачать, пробежать глазами и решить, хочу ли купить настоящую книгу.
- Когда вы в последний раз давали настоящий квартирник?
- Ой, давно! Не меньше десяти лет назад это точно! Именно квартирник, когда мы играли совсем неподключенными инструментами в какой-то московской квартире: то есть приходишь, а тебе не во что включиться.
- И незачем, наверное, включаться было?
- Я бы так не сказал. Вообще я микрофонный артист. Мне нужно слышать свой голос не просто уходящим вдаль, я так привык просто. Но артист должен уметь петь в любых условиях, поэтому квартирник – хорошая проверка артиста.
- Что изменилось в нашем роке с того времени, когда была издана Артемием Троицким в 1990 году энциклопедия «Рок-музыка в СССР», которую мы в своё время покупали её у советских спекулянтов? (Один из поклонников взял автограф артиста именно в такую энциклопедию, на странице с группой «Ва-БанкЪ», лидером которой был Скляр).
- Я тоже покупал её у спекулянтов на развале! И сохранил эту энциклопедию дома. Давно, кстати, её не перечитывал. С тех пор рок стал более строгим с точки зрения организации концертов. Думаю, сейчас уже мало кто из музыкантов моего поколения просто так приедет на зов каких бы то ни было фэнов, даже если это очень искренние ребята, сыграть домашний концерт. Не какой сегодня, а именно настоящий квартирник. Понятно почему: мы все уже немолодые ребята, я говорю про наше поколение, мы все ощущаем себя отыгравшими наше количество квартирных концертов. Мы уже очень редко поём просто так дома. Всё-таки те из нас, кто выжил, кто остался в реальном профессиональном творчестве, мы все уже много чего прошли, и поэтому для нас это хоть и любимая, но всё-таки работа. На в смысле как заработок, а как любимое дело. А квартирник подразумевает некое самодеятельное творчество. Мы этим живём, это наша профессия. Поэтому просто так на квартирник, наверное, нас очень трудно вытащить! Вот это изменилось в нашем роке касательно нашего поколения.
- С кем из коллег вы общаетесь, дружите?
- С Гариком Сукачёвым постоянно почти общаюсь. Не очень часто, но очень подробно. Внутренне у меня хорошие отношения с Алексеем Романовым, я на волне Кости Никольского, Кости Кинчева. Но визуально живых общений у нас происходит мало. Мы очень заняты своей работой. Каждый из нас осознаёт, что у него есть своя миссия, и в этой миссии ему нужно успеть сделать максимально.
- Вас называют одним из самых стильных мужчин отечественной музыки. Как вам это звание?
- Оно с одной стороны лестно, с другой – бессмысленно. Ну что такое стильный мужчина в музыке? Я – естественный мужчина! Стильный ли я? Артист должен быть стильным, потому что он выходит на публику, он не имеет права быть расхлябанным и аморфным, он должен нести определённое, осознанное послание. Это то, ради чего он выходит на сцену, если он осознанный артист, а не просто так погулять вышел. И рано или поздно ты сформируешь тот вид, в котором ты своё послание несёшь. А мне в принципе не нравятся расхлябанные мужчины, особенно с определённого возраста. Они вызывают у меня чувство как минимум непонимания. Если ты мужчина, если ты артист, если ты осознанный артист, ты должен всегда понимать, ради чего ты выходишь на сцену. У тебя должно быть что-то, что тебя объединяет с твоей аудиторией, не в смысле потакания ей, а в смысле того, что ты вышел поделиться и немного перетащить её на свою сторону, иначе для меня нет смысла в существовании в творчестве.
После интервью у Александра Ф. Скляра был «перекусон», как его назвал сам артист: рис с морепродуктами и салат «Оливье». И затем – дорога в Москву с чтением «Обители».
Александр Феликсович Скляр родился 7 марта 1958 года. Мать – журналист. Отец – учёный, физик.
Музыкант, автор песен, радиоведущий, актёр.
В 1979 окончил факультет международных экономических отношений МГИМО.
С 1980 по 1985 работал дипломатом в Северной Корее.
Говорят, был отправлен в отставку за пение на одном из приёмов белогвардейских песен.
В 1986 году создал группу «Ва-БанкЪ».
Женат. Сыну 28 лет.