Елена позвонила в «Слободу» через неделю после выхода материала о поборах в школах и рассказала о конфликте в сельском учебном заведении.
– Поборы у нас постоянные – то на стаканы для школьной столовой, то на ремонт класса. С нас и на пластиковые окна пытались собрать, только мы добились, чтобы их сделали по «Народному бюджету». А вот теперь на забор собирают, – возмущалась Елена. – У нас пятеро детей, двое учатся в школе. Мы не против помочь, но все должно быть по правилам. А тут даже договора нет никакого – просто наличными просят отдать.
Для справки. Село Хрущево – второе по величине в Тульской области (после с. Дедилово). В Хрущево проживает около 4 тысяч жителей, а самому селу около 300 лет. Со знаменитым партийным руководителем Никитой Хрущевым название никак не связано – село принадлежало когда-то помещице Хрущевой.
Храм Богоявления Господня в Хрущево (на заднем плане) и детская площадка, поставленная губернатором Владимиром Груздевым.
Тут есть действующий храм и, наверное, одна из старых в регионе (в смысле возраста) школ.
Центр образования №55 им. Миронова в селе Хрущево.
Вот она-то и стала местом разборок взрослых, а в конфликте, ну как это всегда у нас бывает, пострадавшими оказались дети.
Забегая вперед, скажу, что обе стороны конфликта – и многодетные родители, и администрация школы – обвиняли друг друга во всех смертных грехах. Ну или почти во всех, включая «неадекватное поведение», откровенные угрозы и оскорбления, «употребление спиртного» и проч. Слушать все это было невыносимо. Налицо открытый конфликт, который требует серьезного вмешательства не только определенных органов и структур, но и хороших психологов.
Типичный хрущевский пейзаж. В одном из таких домов живет многодетная семья Андреевых.
Андреевы живут рядом со школой – центром образования №55 им. А. И. Миронова. У них большой, правда, еще не отделанный до конца, кирпичный дом, хозяйство, большой участок земли.
– Я предприниматель, водитель автопоезда, работаю в лесничестве, у меня три единицы тяжелой спецтехники, 28 станков в аренде, – рассказывает Евгений. – Так вот, вечером после работы позвали меня на собрание в школу – это еще в ноябре было. В школе 115 учеников, а на собрание пришло всего пять родителей – народ просёк, что про деньги разговор будет, ну и не пошел. Директор Ольга Викторовна Платонова подняла вопрос о сборе средств по программе «Народный бюджет» на строительство забора вокруг школы. С каждого ученика – по шесть тысяч рублей. Я спрашиваю: «А кто установил такую таксу? И почему наличными? Где договоры, расчетные счета, аукционы?»
По словам Евгения, он знает, как работает программа «Народный бюджет», а тут явно что-то другое. А по словам Елены, в администрации муниципалитета ей сказали, что такого проекта нет.
– Два года назад глава нашего поселения предлагал директору школы собрать документы на «Народный бюджет», чтобы забор вокруг школы поставить. Но тогда директор почему-то отказалась, – вспоминает Елена.
Для справки. Любое учебное заведение является объектом повышенной террористической опасности, обязано иметь антитеррористический паспорт, в котором есть требование – территория школы должна быть огорожена забором и иметь два выхода.
В центре образования №55 проводились еще собрания – уже в декабре. И классные, и общешкольные. На них Евгений Андрееев ходил, вооруженный диктофоном, – ну чтобы в случае чего были доказательства. А потом перестал ходить:
– На собраниях в школе, я считаю, речь в первую очередь должна идти об успеваемости детей, организации учетного процесса, а уже потом – про деньги. Но у нас почему-то всё наоборот. То, что у большинства детей, даже в начальной школе, есть репетиторы, почему-то не беспокоит директора. Из школы уходят хорошие учителя, детей родители переводят в другие школы – по два-три человека в месяц. Так наша школа скоро просто закроется! Село большое, детей много. Мы хотим, чтобы наши дети учились тут, рядом с домом.
А потом, по словам Елены и Евгения, их сыновей в школе начали третировать. Они вдруг оказались главными «казаками-разбойниками» всех школьных происшествий.
– Директор предложила мне перевести моего младшего сына, ученика 2-го класса, в другую школу. Мол, он так ведет себя, что учитель не справляется, поэтому ему нужна какая-то другая школа, – говорит Елена. – А родителей остальных учеников попросили подписать коллективное заявление, чтобы моего ребенка исключили из школы. И старшего тоже предлагают перевести. Но возить детей в другую школу у меня нет возможности. Отпускать детей одних я боюсь, тут дорога очень опасная. Да и почему вдруг мы должны уходить из школы, которая в двух шагах от дома?!
А недавно родителей поставили перед фактом – поступило заявление, что свои родительские обязанности они выполняют плохо.
– Руководство школы написало в заявлении, что мои дети ходят оборванные, грязные, голодные, – возмущается Евгений. – К нам домой приходили проверяющие. Да пожалуйста, проверяйте! У нас хозяйство свое – поросята, куры, утки, два холодильника и морозильник с продуктами. У соседки молоко из-под коровы берем. Ушли проверяющие ни с чем: всё хорошо у нас оказалось. Но вообще-то я как частный предприниматель налоги плачу и отчитываюсь за всю свою движимость и недвижимость. И в селе от соседей ничего не скроешь. Тут все всё друг про друга знают.
Это действительно так. Добрые жители села Хрущево во всех подробностях рассказали, что рядом со школой – буквально стена к стене, работает кафе. И, скорее всего, не безалкогольное.
Слева – школа, а справа – кафе (красный огонек зазывно горит). Расстояние между ними не более 10 метров. Нарушение!
А на дороге, которая мимо школы идет, нет ни лежачих полицейских, ни знака ограничения скорости – только обозначение пешеходного перехода.
Дорога Тула-Ленинский. Пятачок перед школой. Никаких указателей «Осторожно, дети!» или лежачих полицейских нет.
А на заднем дворе школы часто собираются местные выпивохи – там у них что-то типа «летнего открытого кафе»...
Техническое здание школы, за которым расположены детская площадка и школьный стадион.
Елена и Евгений считают, что ситуацией в школе должны заинтересоваться и в управлении образования, и в прокуратуре, куда они уже написали заявления.
– А чтобы ситуацию не «замылили», мы еще в «Слободу» обратились и губернатору написали. Мы защищаем своих детей и свою семью, – говорят Андреевы.
Наталия Зыкова, уполномоченный по правам детей в Тульской области:
– Родители поступили совершенно правильно, решив разобраться в ситуации. Правовую оценку фактам даст прокуратура. А вот с психологической ситуацией надо серьезно поработать. Дети не должны быть заложниками конфликта взрослых. Мы можем выехать в эту школу с психологами и педагогами-методистами и разобраться на месте.
По словам Наталии Зыковой, исключить ученика из школы по заявлению, даже коллективному, нельзя, – это нарушение конституционного права на образование:
– Если ребенок гиперактивен, то в школе должна быть разработана специальная программа работы с ним. Это обязанность и зона ответственности администрации школы.
Любовь Кузнецова, старший помощник прокурора Тульской области:
– Заявление от Андреевой поступило к нам 6 декабря 2016 года. По нему сейчас проводится проверка. О ее результатах мы сообщим «Слободе».
Оксана Осташко, министр образования Тульской области:
– Согласно действующему законодательству, источником формирования финансовых ресурсов образовательной организации могут быть средства родителей (законных представителей ребёнка), полученные за предоставление обучающимся платных дополнительных образовательных услуг, а также добровольные пожертвования. Таким образом, если родитель (законный представитель) не хочет или не может делать пожертвование образовательной организации, то он имеет полное право не делать этого, даже если решение о пожертвовании принималось большинством голосов на заседании органа самоуправления образовательной организации (родительского комитета, попечительского совета, родительского собрания и т. д.).
Ольга Платонова, директор центра образования №55:
Ольга Платонова
– Сборы денег с родителей в нашей школе не производились никогда. За 138 лет, что существует наша школа, ни разу не собирали деньги с родителей. В нашей школе много учеников из многодетных семей, есть неполные семьи. Мы только к выпускникам прошлых лет обращаемся иногда за помощью – краской помочь для ремонта или еще чем-то. Инициативная группа граждан выступила с проектом «Народного бюджета», чтобы вокруг школы поставили забор. Школа этим проектом не занимается. На одном из собраний староста поселения Хрущевское Воробьев поднял этот вопрос. Это человек с активной жизненной позицией, живет неподалеку от школы и видит всю ситуацию.
Дети из семьи Андреевых учатся в нашей школе, у пятиклассника за первую четверть восемь двоек, у второклассника – четыре двойки. Знаю, что в семью осенью этого года выезжали специалисты из Дубенского распределительного центра – они осуществляют патронаж многодетных семей и обратили внимание на неухоженность и грязь внутренних помещений в доме, где живут дети. Вообще дети из этой семьи ходят в грязной одежде, неумытые, голодные.
Да, еще поступила жалоба от родителей учеников 2-го класса, где учится младший сын Андреевых. В классе 21 человек, а мальчик своим поведением мешает другим детям, выбегает из класса в середине урока. Мне приходится присутствовать на уроках в этом классе.
Что касается перевода детей в другую школу, то замечу, что каждая школа заинтересована в количестве учащихся – чем их больше, тем лучше. А Евгению Андрееву перевести детей предлагали родители из актива класса. Но он категорически отказался. Администрация школы также не заинтересована в том, чтобы дети ушли из учебного заведения. Дети Андреевых чувствуют себя в школе комфортно. И если бы можно было переводить из класса в класс ребенка только за то, какой он красивый, активный и любознательный, у нас были бы одни отличники. Но нам надо оценивать знания учащихся. Поэтому есть домашние задания, которые дети должны выполнять, а родители – контролировать их выполнение. К сожалению, Андреевы не проверяют домашнюю работу у своих детей.
Кстати, Ольга Николаевна Бондарева, педагог 2-го класса, где учится сын Андреевых, осуществляет индивидуально-личностный подход к каждому ребенку. А в 5-м классе, где учится их старший сын, я сама лично провожу по субботам дополнительные бесплатные занятия с детьми. Потому что если мы этого делать не будем, не будет и успеваемости.
Ольга Сташкова, завуч по воспитательной работе ЦО №55:
– Мы неоднократно совершали рейды в эту семью, но нам не открыли двери. Не отвечают на телефонные звонки. Дети ходят грязные и неумытые, а это ответственность родителей. На недавнем собрании мы объясняли родителям, как голосовать на сайте администрации муниципалитета за проект «Народного бюджета», вопрос про сбор денег не стоял. Мы в отличие от этой семьи никуда не жалуемся, никуда не пишем. А на каком основании они пишут на нас жалобы в прокуратуру? Они нас терроризируют и не дают спокойно работать.
Что касается забора вокруг школы, то его не было никогда. Еще до объединения Ленинского района и Тулы администрация школы обращалась к главе района с просьбой установить ограждение. Но нам отказали. Больше мы никуда не обращались.
Максим Щербаков, начальник главного управления по Зареченскому территориальному округу:
Максим Щербаков
– На одной из встреч Евгения Авилова с жителями села летом этого года инициативная группа выступила с предложением по «Народному бюджету» сделать ограждение вокруг школы. Но в первый этап программы заявка не вошла. Ее включили во второй этап, по которому сейчас на сайте правительства идет голосование. Цена вопроса – 4 млн руб. Что касается сбора средств жителей, то они могут их собирать и на специальный счет, и наличными под расписку выбранному казначею. А можно и просто подождать со сбором денег, пока проект не получит одобрения и не поступит команда – завтра нужно внести необходимую сумму. Главное, чтобы жители были к этому готовы. В Хрущево, надеюсь, проблема не в самом проекте «Народного бюджета» – ограждение школе очень нужно, рядом со школой проходит дорога с интенсивным движением. Мы готовы выехать в школу и поговорить со всеми родителями.
А еще приведу пример жителей Обидимо. Два корпуса школы там отремонтировали по «Народном бюджету» – сделали крышу, фасад и установили ограждение. Проект стоил 5 млн руб. Сколько было баталий, крика и нервов на встречах, когда утверждали проект! Но решение, которое устроило всех, было найдено, и результат – вот он, школа в Обидимо как картинка!
Татьяна Золотова, начальник управления образования администрации города Тулы:
Татьяна Золотова
– Факт привлечения денежных средств родителей со стороны работников образовательного учреждения на строительство забора вокруг школы является нарушением закона. Установление и взимание с родителей платы за оказываемые в пределах соответствующего стандарта образовательные услуги и иные мероприятия, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств областного и муниципального бюджета, незаконно.
Вместе с тем граждане и юридические лица вправе делать благотворительные взносы в целях содействия деятельности в сфере образования, но исключительно на добровольной основе. Образовательная организация может обратиться к родителям (законным представителям) обучающихся с просьбой о финансовой помощи на нужды образовательной организации. Родители имеют право отказаться.
При оказании родителями финансовой помощи внесение денежных средств должно производиться на расчетный счет образовательного учреждения. Необходимо обеспечить прозрачность и открытость привлечения и расходования внесенных родителями средств. Причем на официальном сайте образовательного учреждения должна быть размещена информация о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств по итогам года.
Андреевы вправе самостоятельно принимать решение о выборе учебного учреждения для обучения своих детей.
P. S. На официальном сайте центра образования №55 им. Миронова немного информации. Вот здесь всё, что есть.