Рейтинг управляющих компаний, по словам Алексея Бирюлина, был необходим. И составить его предложил врио губернатора Тульской области. Жителей, которые жалуются в ГЖИ, беспокоит непрозрачность управления их домами. Они не понимают, откуда в платежках возникают какие-то долги, почему они платят за услуги, которые им не оказывают. А ресурсников беспокоят накапливаемые многомиллионные долги со стороны УК.
Алексей Бирюлин
Чтобы вывести героев и антигероев рынка ЖКХ на чистую воду и создана эта процедура рейтингования.
Для всех компаний, по его словам, были созданы примерно одинаковые условия. За основу взято соблюдение лицензионных требований и существующих правил управления МКД. При составлении рейтинга был учтены опыт других регионов, мнения профессионального сообщества, общественников и обновленная правовая информация.
Чтобы механизм был действенным, рейтинг будут обновлять ежеквартально и публиковать в СМИ и на сайте ГЖИ.
Что дает этот рейтинг? По словам Алексея Бирюлина, все УК получат публичную оценку своей деятельности, у них появится возможность сравнить себя с другими компаниями и устранить недостатки. Но самое главное — жители на основании этого рейтинга смогут делать осознанный выбор управляющих компаний.
- У нас часто просят посоветовать, какую кампанию выбрать. Вот теперь у жителей есть такой инструмент, — пояснил начальник ГЖИ.
В качестве критериев для рейтинга использовали шесть показателей:
- Задолженность перед ресурсоснабжающими организациями.
- Обоснованные жалобы жителей (не путать с обращениями граждан)
- Неисполнение предписаний ГЖИ. Это индикатор того, насколько своевременно УК устраняет недостатки в своей работе
- Административные штрафы за нарушения лицензионных требований и правил управления многоквартирным домом.
- Наличие единого платежного документа
- Размещение финансовых отчетов и отчетов о выполненных работах в публичном доступе
В Тульской области выдано 195 лицензий на управление МКД. В рейтинг вошли 132 компании, которые на момент составления рейтинга работали более трех месяцев. 58 компаний имеют нулевые лицензии, правда, некоторые УК с такими лицензиями приступили к работе и появятся в следующем рейтинге, который выйдет через 3 месяца. Три компании обанкротились, а 2 были лишены лицензий.
132 компании разделили на три группы: зеленую, желтую и красную, по образу светофора.
Для «зеленых» компаний сейчас разрабатывают меры поощрения.
-
Правда, как уточнил начальник ГЖИ, рейтинг не является кнутом или пряником. Это ориентир для УК и жителей. И его цель — чтобы в регионе не осталось плохих компаний.
- Количество жалоб на крупную компанию априори будет больше, чем на компанию, в управлении которой 2−3 дома. Каким образом это учитывалось в рейтинге?
- Для оценки критерия «обоснованные жалобы жителей» мы брали не абсолютную величину количества жалоб, а привязывали их количество к обслуживаемой площади домов, — ответил на вопрос журналистов Алексей Бирюлин. — К площади обслуживаемых домов привязан также и критерий по штрафам. Этим созданы равные условиях для всех компаний.
- У одних компаний больше 50 баллов, а у других они ушли в минус. Что же такого сделала или не сделала компания, что получила отрицательную оценку?
- Мы разместим методику оценки на сайте, формулы достаточно простые. Тут чистая математика. Если компания ушла в минус, значит, она не платила за энергоресурсы. Все остальные критерии оцениваются от 0 до 15 баллов. А вот долги за ресурсы имеют самый большой вес в рейтинге — плюс 20 баллов мы давали компании, у которой 95% счетов за ресурсы оплачены. А минус 20 баллов мы ставили тем, у кого слабая платежная дисциплина. Саму задолженность мы оценивали в относительных величинах как процентное соотношение отплаченных средств по договору к начисленной сумме. Эти цифры по официальному запросу нам предоставили ресурсоснабжающие организации.
- У нас в регионе есть компании-двойники. Как это учитывалось в рейтинге?
- По компаниям-двойникам мы работаем совместно с правоохранительными органами. Причем мы отправляем в полицию информацию не только на компании с одинаковыми названиями, но и на те, в которых одни и те же люди указаны как собственники, руководители. В рейтинге компании-двойники не участвуют.
- Что делать жителям, если они обнаружили в рейтинге свою компанию в красной зоне, да еще и с отрицательными баллами?
- Это, прежде всего, повод задуматься собственникам о том, насколько УК справляется со своей работой. В компании может быть прекрасный дворник или сантехник, но сама компания может регулярно не платить за энергоресурсы. Или на одном доме компания выполняет работы в срок и с хорошим качеством, а в соседних домах текут крыши и не вымыты подъезды. Место в рейтинге позволяет оценить комплексно работу компании, а не по одному конкретному дому.
- Не будет ли вопросов у антимонопольного комитета к данному рейтингу?
- Метод работает во многих регионах, и я не вижу, где именно ФАС может увидеть нарушения антимонопольного законодательства.
- Каков юридический статус этого рейтинга?
- Это неофициальный документ. Это математическая оценка работы управляющих компаний, определенный общественный стандарт. Методика рейтинга изначально обсуждалась на общественном совете при ГЖИ, в который не входит ни один чиновник. Кстати, именно на заседании общественного совета эксперты и общественники предложили включить в качестве критерия наличие единого платежного документа.
- На сайте reformagkh.ru есть рейтинг управляющих компаний. Этот сайт определен Постановлением как официальный сайт для раскрытия информации
- На сайте reformagkh.ru информацию о компании заполняет сама компания.
На сайте https://www.reformagkh.ru/mymanager?tid=2326046 в разделе «Тульская область» включены данные о 266 управляющих организациях (включая 100 ТСЖ и 3 ЖСК).
- Мы открыты для диалога с участниками рынка, экспертами и общественниками, готовы выслушать замечания и предложения по улучшению рейтинга управляющих компаний, — сказал в заключение Алексей Бирюлин.
Что думают о представленном рейтинге эксперты рынка ЖКХ и общественники?
Елена Шмелева, руководитель Тульского общества потребителей
Я участвовала в работе общественного совета при ГЖИ, когда обсуждали критерии оценки работы компаний. Мы предложили дополнить их двумя позициями — наличием штрафов у компании и возможностью получать единую квитанцию. Но саму формулу расчета баллов нам не представили.
Татьяна Комарова, председатель комиссии по ЖКХ Общественной палаты Тульской области
К сожалению, я не участвовала в обсуждении этого рейтинга. На мой взгляд, в рейтинге не учтен очень важный показатель жилого фонда, который сильно влияет на работу управляющей компании — возраст домов. Согласитесь, обслуживать новостройки, на которые распространяется гарантийный срок 4−5 лет, и дома, построенные в 30-х годах прошлого века, две большие разницы.
Михаил Грязев, ректор ТулГУ, руководитель Штаба регионального партийного проекта «Народный контроль. ЖКХ»
Хорошо, что появился такой инструмент — он позволяет определить место компании на рынке, чтобы появился дух соревнования. Главное, чтобы рейтинг не был субъективным. Расчетная часть рейтинга должна быть объективной и безразмерной, чтобы никаких параметров в рублях или количестве жалоб не было. Любая рейтинговая система имеет погрешности, поэтому так важна работа с критериями — чтобы такие погрешности минимизировать. Критерии должны быть относительные, чтобы все компании были в равных условиях. К работе над совершенствованием этого рейтинга нужно привлечь математика, который владеет методами математического моделирования. Ведь индекс ДоуДжонса разрабатывали именно математики. Я считаю, сделан первый большой шаг. Все увидели картину рынка тульского ЖКХ. Теперь все должны сделать выводы.
Анастасия Дементьева, региональный координатор проекта «Народный контроль. ЖКХ»
Над рейтингом эксперты продолжат работу, особенно над критериями оценки. Через наш проект поступает большое количество обращений от собственников жилья. Мы проанализируем их и также передадим в общественный совет для возможного усовершенствования рейтинга.