Размер ссуд с просроченными платежами свыше 90 дней к концу января 2015 года достиг 910,7 млрд рублей, или 8,4% кредитов, выданных российским физлицам, сообщают «Ведомости» со ссылкой на данные Центробанка. За месяц просроченных кредитов стало больше на 5,3%.
Начало года – традиционно плохое время для погашения долгов: предыдущие два года просрочка в январе также росла больше чем на 5%, но затем замедлялась: за февраль-март 2014 года она прибавила 8,9%, годом ранее — 6,9%.
Банкиры и эксперты уверены, что достижение 1 трлн рублей проблемных долгов граждан — вопрос ближайших месяцев.
Большая часть из них — необеспеченные кредиты: на них, по данным ЦБ, приходится ¾ новых просроченных долгов.
«Просрочка становится системной проблемой не потому, что триллион, а потому, что ситуация ухудшается уже пару лет, и не только в потребительском экспресс-кредитовании. За 2012 год мы оценивали потери по необеспеченному кредитованию в 8%, а за 2014 год — уже в 20%, и давление будет нарастать по мере ухудшения экономической ситуации», — указывает аналитик Fitch Дмитрий Васильев.
Примерно столько же — 990,9 млрд рублей — к концу января 2015 года банки зарезервировали на возможные потери по розничным кредитам, из них на категорию «90+» – 772,7 млрд.
Большая часть этих денег вряд ли вернётся: средняя возвратность по всем кредитам с просрочкой «90+» (включая обеспеченные) — 5-7%, и она тоже снижается: люди перестают платить не от недисциплинированности, а потому, что нечем, констатирует Васильев.