Работать над романом Лев Толстой начал 150 лет назад. На торжественном открытии фестиваля директор музея-усадьбы «Ясная Поляна» Екатерина Толстая сказала:
- В процессе работы Толстой говорил: «Чтоб произведение было хорошее, надо любить в нем главную, основную мысль. Так в «Анне Карениной» я люблю мысль семейную». Толстой откровенно рассказал читателю историю своей собственной семейной жизни, раскрыл свой внутренний мир в линии Константина Левина. Для него творчество и семья составляли две неразделимые стороны жизни, и сегодня мы чествуем роман, в котором наиболее полно раскрылась семейная мысль писателя.
Балет Джона Ноймайера «Анна Каренина» стал центральным событием фестиваля. В спектакле задействованы более 120 артистов Большого театра. Идея построить сцену для балета сначала могла показаться дерзкой и безумной, но в итоге все получилось!
Владимир Толстой, советник Президента России по культуре:
— Мы немного волнуемся, потому что делаем то, чего раньше никогда не делали. Мы перенесли в поля, в место, где был написан этот великий роман, историческую сцену Большого театра, полноценный балет с оркестровой ямой, с полным составом артистов, декорациями. Вот луга, где был покос у Левина, вот Чепыж, куда ушла гулять Китти с ребенком и началась гроза… И все это оказывается на сцене. Это удивительная жизнь произведения через 150 лет с начала написания романа.
По словам Толстого, Ноймайер — один из самых известных современных хореографов, поэтому и балет тоже современный. Это тонкое прочтение романа, действие которого Ноймайер переносит в другие время, сохраняя толстовский дух, движения души и сердца людей.
Анна Каренина — Кристина Кретова. Фото Дамира Юсупова/ Большой театр.
На такую дерзкую авантюру Большой театр согласился не сразу.
— У нас уже была подготовлена программа фестиваля на этот год, и вот по совершенно разным причинам в мае стали срываться спектакли, в том числе ключевые, - говорит Владимир Толстой. - Моя дочь Екатерина, директор фестиваля, сказала мне: «Остаётся только Большой театр позвать — „Анну Каренину“ Ноймайера. Больше ничего нас не спасет». Я встретился с Владимиром Уриным (генеральный директор Большого театра), сначала он сказал, что это абсолютно невозможно, а потом через 2-3 минуты: «Дайте мне время, я поговорю с техническими службами. Если хоть один шанс будет, мы попробуем». В итоге, все получилось.
Сцена собиралась три недели и ещё больше недели ее будут разбирать, и все это - ради репетиции и двух спектаклей. В итоге артисты Большого сказали, что эта сцена - как их родная сцена.
Александр Волчков, заслуженный артист России, солист Большого театра, исполнил в спектакле роль Алексея Каренина:
- Эксперимент перенести сцену Большого театра в усадьбу удачный! Именно здесь, в Ясной Поляне, писался этот роман, и идет мощная подпитка и от места, и от зрителей. Главное, чтобы не было дождя, а так сделана практически копия сцены Большого театра.
Роман «Анна Каренина» мне всегда нравился. Но когда читаешь его в школе, не все моменты понимаешь, не все цепляет. Совсем другое восприятие, когда перечитываешь во взрослом возрасте. Другие краски, другие эмоции… Я слышал отзывы зрителей, которые говорили, что моего героя жалко. У него практически нет отрицательных черт. Да, он был увлечен политикой, понимал, что не уделяет должного внимания Анне… Мой персонаж незаслуженно брошен.
Мы приехали в Ясную три дня назад. В первый день покупались в реке, потом погуляли по Ясной Поляне. Здесь удивительный густой воздух. Я много где поездил по миру и такого воздуха нигде не встречал. В субботу нам провели полноценную экскурсию по Дому Толстого, мы под впечатлением, безумно гордимся тем, что выступили на родине писателя. С удовольствием ещё раз вернусь в Ясную Поляну с детьми.
Каренин — Александр Волчков. Лидия Ивановна — Маргарита Шрайнер. Фото Дамира Юсупова/Большой театр.
Планка поднята очень высокая. Но на вопрос, чем же будет удивлять фестиваль в следующем году, Владимир Толстой улыбается:
– Совершенно не обязательно удивлять грандиозностью. Можно удивлять качеством. Мы хотим, чтобы следующие пять лет до 200-летия со дня рождения Толстого, перепробовать на фестивале все жанры. В 2028 году мы хотим сделать суперфестиваль, который бы длился 10 дней! И мы очень хотим, чтобы на фестивале шли премьерные показы спектаклей. Чтобы большие театры ставили спектакли по Толстому и показывали их на фестивале, а потом бы они уже входили в репертуары этих театров.
Вронский — Артемий Беляков. Княжна Сорокина — Алёна Ковалёва. Фото Дамира Юсупова/Большой театр.