11 октября в Тульском государственном университете стартовал цикл лекций по направлению «бизнес-аналитика» для участников реализуемого в вузе проекта «Цифровая кафедра».
Выпускник Института высокоточных систем им. В. П. Грязева, а ныне руководитель отдела разработки программного обеспечения департамента разработки программного обеспечения компании «Смартек» (Тула) Владимир Владимирович Фризен прочитал студентам лекцию «Введение в бизнес-аналитику: вход в профессию».
Предваряя своё выступление, спикер задал ребятам на первый взгляд очень простой вопрос о том, для чего создаётся бизнес. Не заставивший себя долго ждать ответ, к сожалению, оказался неверным. Бизнес, подчеркнул Владимир Владимирович, создаётся не ради прибыли. Ну а если человек создаёт его только ради неё, то прибыли как таковой он не добьётся.
На самом же деле бизнес создаётся ради того, чтобы решать чьи-то проблемы. Иными словами, нужно предложить людям то, за что они готовы заплатить свои деньги. А для успешного бизнеса необходимы потребность, которую чья-либо деятельность будет удовлетворять, компания, которая будет это делать, и организация бизнес-процессов внутри неё.
Что такое бизнес-процессы, гость объяснил на примере бизнеса, суть которого заключается в доставке товаров. Так вот, основными бизнес-процессами здесь выступают получение информации о заказе, определение местонахождения товара и заказчика, получение, транспортировка и передача товара заказчику, оплата, ведение бухгалтерии и периодическая отчётность перед государственными органами, ремонт и обслуживание транспорта.
Допустим, что ведёт такой бизнес условный Демид. И вдруг он понимает, что работает, старается, вкладывает душу, а прибыль не растёт или вообще падает. И в такой ситуации ему на помощь спешит бизнес-аналитик. Назовём его Борисом.
Бизнес-аналитик, как следует из названия, анализирует бизнес. Борис устанавливает все взаимосвязи, собирает информацию о том, как что работает, используя метрики (показатели).
И вот тут мы снова подходим к вопросу о прибыли. И… опять не попадаем в яблочко. А всё потому, что прибыль не является самой главной метрикой. Для неё характерны неспецифичность, неоднозначность и значительная инерционность. Ведь бывает же так, что средний чек вырос, а прибыль — нет.
Поэтому бизнес-аналитику нужно определять ключевые, дополнительные и несущественные метрики. А ещё обязательно учитывать, что разные процессы точно так же, как и разные компании со схожим бизнесом, могут иметь разные метрики.
Наш бизнес-аналитик Борис ищет выход из data hell (информационного ада). В его задачу входит анализ процесса, организация системы сбора метрик и данных, определение точек роста.
Кроме того, бизнес-аналитик проводит глубинное интервью, с помощью которого выявляет, чем довольны и недовольны пользователи (клиенты, покупатели). А они подразделяются на три группы: постоянные, новые и ушедшие. Так вот последние и составляют самую сложную, но наиболее ценную в плане информирования группу. Бизнесмен Демид их уже потерял, и они готовы рассказать, что заставило их уйти. А Борису систему сбора обратной связи надо продумывать заранее.
Выводы и результаты, продолжил гость, — ещё одна работа бизнес-аналитика. Данные желательно визуализировать, предложения чётко и ясно сформулировать и всё это представить руководителю. Важно знать, что решения принимает менеджер (руководитель), а не бизнес-аналитик. От последнего требуется аргументированно ответить на любые уточняющие вопросы. И о том, что бизнес-аналитик свою работу выполнил хорошо, как раз и будет свидетельствовать та самая прибыль в будущем, о которой говорилось раньше, и динамичное развитие компании.
Таким образом, повторил спикер, основными обязанностями бизнес-аналитика являются сбор информации, определение бизнес-процессов, анализ данных и их визуализация, выводы и рекомендации.
Особое внимание Владимир Владимирович уделил личным качествам бизнес-аналитика. Их довольно много, а потому гость остановился на главных. Это математический склад ума, хорошее владение математическим аппаратом, творческое мышление, креативность, умение быстро погружаться в предметную область, грамотность, стрессоустойчивость, эмоциональный интеллект (эмпатия), soft skills, дисциплинированность, активность и внимание к деталям.
Все эти качества, подчеркнул выступающий, можно воспитать в себе. Было бы желание. При этом важно понимать, что бизнес-аналитика — это творческая работа, однако, в отличие от творческой личности, бизнес-аналитик не может позволить себе находиться в ожидании вдохновения. Ему надо сразу же включиться в процесс.
Бизнес-аналитик активно взаимодействует с заказчиком (руководителем), пользователями продукта, командой разработчиков и смежными отделами. И технический бэкграунд для бизнес-аналитика обязателен.
Владимир Владимирович Фризен рассказал студентам о функционале системного аналитика и аналитика данных.
После своей лекции он ответил на интересующие ребят вопросы.
Текст Татьяны Крикунковой. Фото Михаила Гиндина.