В Ясной Поляне побывал один из самых титулованных режиссеров отечественного кино. Каждый фильм Алексея Учителя непременно становится культурным событием, а актеры, снявшиеся у него, - звездами первой величины.
Алексей Учитель привез показать тулякам свой фильм «Дневник его жены», повествующий о последних днях жизни великого писателя Ивана Бунина. По словам режиссера, на родине Льва Толстого он побывал впервые и по-детски был восхищен увиденным.
- Искренне говорю – я потрясен! И тем, что увидел, и тем, что мне рассказали. Аура этого дома, этого места действует на мозги любого человека, и на мои в том числе.
- Алексей Ефимович, после фильма «Дневник его жены» у вас были такие успешные картины как «Космос как предчувствие» и «Край». Почему вы решили показать тулякам фильм с 13-летней выдержкой?
- Это не мой выбор (смеется). Наверное, для Ясной Поляны фильм о Бунине - самый подходящий. «Дневник его жены» был снят в 2000 году, это моя вторая игровая картина, поэтому она очень мне дорога. Я пришел в игровое кино из документального. Первая картина, которую я снял, была «Мания Жизели» - исторический фильм о балерине Ольге Спесивцевой. А с Бунина я начался… Помню, было очень много вопросов: кто будет играть Ивана Алексеевича Бунина, что за сюжет, какие вольности можно допускать… Фильм снимали в Крыму. Перед съемками мы приезжали в Грасс - городок недалеко от Канн, нашли дом, где жил Бунин. К сожалению, внутрь нас не пустили – сейчас это частное владение. Так что пройтись по дому, напитаться его энергетикой нам не удалось. Но мы и в Крыму сняли так, что французы никак не могли поверить, что это не французское побережье...
После окончания съемок я вместе с актерами Андреем Смирновым и Галей Тюниной (сыграли Бунина и его жену Веру Николаевну. – Прим. авт.) съездили в Париж, на могилу к Ивану Алексеевичу. Выпили по рюмке и попросили прощения… Видно не зря. Потому что судьба этой картины сложилась удачно. Наверное, Бунин ее воспринял и простил нам кое-что (улыбается).
- «Дневник его жены» был номинирован на «Оскар»…
- Да, и на премию Международной Ассоциации зарубежной кинопрессы "Золотой Глобус". Для меня это было сильным потрясением. Когда мы приехали в Америку, оказалось, что для каждой картины нужно проводить пиар-компанию в течение двух месяцев. Когда пиарщики узнали, что у нас с собой всего пять тысяч долларов, они хохотали полчаса – только полстранички рекламы в журнале The Hollywood Reporter стоила семь тысяч. Тогда я понял, что «Оскар» - это не только творческий результат.
- У вас потрясающая команда!..
- Моя команда окончательно сформировалась именно на «Дневнике его жены». Тогда я первый раз начал работать с оператором Юрием Клименко - сейчас мы вместе снимаем шестую картину. Там гениальный композитор Леонид Десятников. Поймите, кино – это синтез, и в каждой позиции нужно иметь не просто качественного исполнителя, а гения. Тогда результат будет экстраординарным! За фильм о Бунине мы получили Гран-при «Кинотавра» и даже премию «Ника»! Я считал, что это просто нереально. Помню, мы сидим на церемонии вручения «Ники». Приз за лучшую мужскую роль получил Андрей Смирнов, за лучшую операторскую работу - Юрий Клименко. А на «Нику» тогда претендовал Сергей Соловьев со своим «Нежным возрастом». Он сидел впереди меня, и по его поведению было видно, что он уверен в победе. Ну а для меня была победа уже в том, что я попал в номинацию. И вдруг объявили, что «Нику» за лучший фильм получает «Дневник его жены»! Я увидел ужас в глазах своего коллеги… Наверное, такое тяжело пережить.
- В Ваших картинах всегда снимаются звезды первой величины: Владимир Машков, Евгений Миронов, Галина Тюнина, Ольга Будина. Как вам работается с ними?
- Неправда, у меня в картинах звезды снимаются редко. В основном, я снимаю молодых актеров, а уже потом они становятся звездами. Например, Ольга Будина в «Дневнике…» играла первую большую роль в кино. В фильме «Прогулка» первая роль была у Ирины Пеговой. Паша Баршак, Женя Цыганов - сейчас звезды, а когда я их снимал, никто о них не слышал. Конечно, Женя Миронов – великий актер. В «Дневнике…» он сыграл одну из лучших своих ролей, в «Космосе как предчувствии» его роль на уровне гениальных. И он, и Владимир Машков – потрясающие люди. На съемках фильма «Край» Володя меня поразил! Он пришел на первую пробу с шевелюрой, и спрашивает у гримера: «Есть машинка? По роли у моего героя нет волос. Надо все сбрить!» Ему отвечают, что до съемок еще четыре месяца. Нет! Володя побежал в ближайшую парикмахерскую и вернулся обритый – так он начал вживаться в образ. Машков посмотрел полсотни фильмов о войне, со съемок ни разу не уехал в Москву. Он научился водить два вида паровозов, и даже получил официальное удостоверение, которое ему вручил президент РЖД Владимир Якунин. Я встретил его полтора месяца назад на похоронах Алексея Германа. Я иду, а на меня надвигается Распутин - небритый, с отросшими патлами и тяжелым взглядом… Это он так вжился в роль Распутина.
- Над чем Вы работаете сейчас?
- Через неделю у меня будет готова новая картина «Восьмерка». Возможно, мы привезем ее в Тулу. Она снята она по повести модного писателя Захара Прилепина, сценарий написал Александр Миндадзе, с которым мы когда-то сделали картину «Космос как предчувствие». События развиваются в Новый год, на стыке 1999 и 2000 годов, в провинциальном городке. Это история четырех омоновцев. Один из них влюбляется в девушку главного бандита города, которого играет Артур Смольянинов. Черте что (смеется). Тем не менее, это все трогательно, глубоко и про нас нынешних. Первый раз в жизни я снимал такое количество драк. В прокат фильм выйдет поздней осенью.
- У вас сейчас в работе проект «Матильда Кшесинская»…
- Это будет масштабный игровой художественный фильм, но пока я никак не могу справиться со сценарием… Надеюсь, что в конце года мы начнем съемки. В основе сюжета - любовный треугольник: Николай II, балерина Матильда Кшесинская и жена императора Александра Федоровна. История очень мощная. Матильда, маленькая невзрачная женщина с удивительным обаянием, могла за несколько минут свести с ума сотни офицеров, и они падали перед ней на колени. Она обладала магической силой. Но она была и прекрасной балериной - первая в России сделала 32 фуэте!
- Алексей Ефимович, после посещения толстовских мест, не возникло желания снять фильм о Толстом или что-то из Толстого?
- Вы знаете, тут одного желания мало. Кино в отличие от театра – это очень дорогое удовольствие. Но на самом деле я безумно хочу, и вижу, что это могло бы быть – снять свою версию «Анны Карениной». Но меня все время опережают – то Сергей Александрович Соловьев, то Джо Райт, который снял в главной роли Киру Найтли. И боязно, и хочется…
- В 1988 году Вы сняли документальный фильм «Рок», посвященный советскому року. Общаетесь сейчас с героями того фильма?
- Конечно! Эти люди - Виктор Цой, Борис Гребенщиков, Олег Гаркуша, Юра Шевчук - дали мне внутреннюю свободу, многому меня научили. Мы абсолютно разные. Я был не из этой среды и смотрел на них со стороны. Сегодня я поддерживаю отношения со всеми, но наиболее мне близок Шевчук – он до сих пор остался верен своим жизненным принципам. В 1992 я снял документальный фильм «Последний герой», посвященный памяти Виктора Цоя. После смерти Виктора у меня осталось много материала… Открою вам секрет – у меня лежит потрясающий сценарий, написанный Александром Гоноровским, и я очень хочу снять фильм. Главным героем картины станет водитель «Икаруса», в который и врезался Цой. Очень надеюсь, что моя задумка удастся.
Из досье MySLO
Алексей Ефимович Учитель
Родился 31 августа 1951 г. в Ленинграде.
Кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств РФ, народный артист России.
Художественный руководитель киностудии «Рок».
С 2010 года - президент Международного Кинофестиваля документального, короткометражного игрового и анимационного кино «Послание к Человеку».
Семья: жена, два сына.
Фильмография: «Мания Жизели», «Дневник его жены», «Прогулка», «Космос как предчувствие», «Пленный», «Край».