1. Моя Слобода
  2. Новости
  3. Архив
  4. Последние находки поисковиков на Куликовом поле - Архив Тульских новостей - MySlo.ru

Последние находки поисковиков на Куликовом поле

Поисковый сезон 2006  года завершился для сотрудников музея-заповедника "Куликово поле" весьма удачно. Разведка по местам боев Великой Отечественной войны на Первом ратном поле России подарила фонду военной истории новые экспонаты.

Поисковый сезон 2006  года завершился для сотрудников музея-заповедника "Куликово поле" весьма удачно. Разведка по местам боев Великой Отечественной войны на Первом ратном поле России подарила фонду военной истории новые экспонаты.
В задачи экспедиции входило не только разыскать останки незахороненых бойцов и другие свидетельства событий 65-летней давности. Поисковикам было необходимо установить место катастрофы самолета ИЛ-4  (ДБ-3Ф), разбившегося в июле 1942 года недалеко от деревни Кобяково Кимовского района.
Информация о боевой машине попала в руки сотрудников музея "Куликово поле" случайно. Музейщики наткнулись на нее в  Центральном архиве  Министерства обороны РФ города  Подольска в ходе изучения материалов о Куликовом поле. Подтверждать факты пришлось уже на месте.
Старожилы деревни Кобяково и близлежайших населенных пунктов уверяли, что падение самолета произошло западнее деревни,  на правом берегу притока р. Малая Сукромка. Исследование 5 га территории, примыкающей к месту падения самолета, подарило поисковому отряду несколько фрагментов алюминиевой обшивки самолета. Их при падении разбросало взрывом  на расстояние до 300 метров. Массивные детали машины были убраны после аварии, мелкие - разобрали местные жители.
Дальнейшее кропотливое изучение военных документов пролило свет на еще одну страницу новейшей истории России. Материалы  расследования летных происшествий  Штаба  авиадивизии позволили установить ход событий.
В ночь со 02.07.42 г. с аэродрома Липици на боевое задание вылетел дальний бомбардировщик  750 авиаполка дальнего действия (АПДД). В составе экипажа было 4 человека: командир звена  летчик 1АЭ 750 АПДД капитан Михаил Трофимович Соловьев  (награжден орденом Красного знамени  29.03.42г), штурман ст.лейтенант Шахов,  воздушный стрелок-радист   ст. сержант Женников,  стрелок ст.сержант Аникеев.
Над Тулой, на высоте 1100 м ИЛ-4  попал в грозовые облака в районе г. Епифань. Набрав высоту (1750м), самолет по неустановленной причине вошел в глубокое пике и начал набирать скорость. Попытка выправить самолет не удалась. На высоте 1000 м командир корабля Соловьев отдал приказ экипажу покинуть боевую машину, а сам продолжил попытку выправить самолет.  На высоте 300м Соловьев десантировался.  В 23ч.36м. самолет разбился неподалеку от д. Кобяково. Спастись удалось лишь стрелку-радисту Женникову, успевшему раскрыть парашют  на высоте 100м от земли. Ст.лейтенант Шахов и ст.сержант Аникеев покинуть самолет не смогли и разбились. Тела погибших были захоронены у д.Кобяково.
Штабом 17 АДД была проведена проверка по факту  гибели самолета. Были изучены личные дела и медицинские карты летчиков, проведена проверка состояния самолета и его предполетной подготовки. Точную причину падения машины установить не удалось. Версий несколько: возможно, самолет попал под зенитный обстрел или причина в  грозовом разряде, повредившем управление самолетом.
В ходе работы в архиве сотрудникам музея удалось установить также имена  10 погибших на территории Куликова поля воинов 326 стрелковой  дивизии 10 армии,  которые не значатся в "Книге памяти"  Тульской области. Сведения о них переданы для увековечивания в Тульский поисковый центр "Искатель".

Краткая справка о самолете ДБ-3Ф
В 1938 г. конструкторским бюро под руководством С.В. Ильюшина был создан самолет, получивший название ДБ-3 (ЦКБ-30). Летчик-испытатель В.К. Коккинаки установил на нем несколько рекордов высоты с различными грузами, а в 1938-1939 гг. на нем же были совершены сверхдальние перелеты Москва - Приморье, Москва - США.
В годы Великой Отечественной войны военный вариант самолета - Ил-4 (ДБ-3Ф), созданный в 1940 г., использовался в качестве дальнего бомбардировщика. По своим летным качествам и боевым характеристикам он не уступал немецким аналогам - Хейнкелю-111 и Юнкерсу-88, а по дальности полета превосходил их почти в два раза. В августе - сентябре 1941 г. советские бомбардировщики Ил-4 и Пе-8 (ТБ-7) с аэродрома на острове Эзель (Сааремаa) нанесли восемь ударов по Берлину и ряд по Восточной Пруссии, опровергнув ложь геббельсовской пропаганды об уничтожении Красной Армии и успехах "блицкрига". Позже территория Германии не раз подвергалась ударам нашей дальнебомбардировочной авиации.
 Ил-4 не только громили промышленные и военные объекты в тылу врага. Часто им приходилось работать в тесном контакте с наземными войсками и выполнять роль фронтовой и даже тактической авиации. Этого требовала обстановка на фронте, когда нужно было во что бы то ни стало остановить наступление наземных войск противника. И тогда "илы" бомбили танковые и механизированные колонны, артиллерию, уничтожали аэродромы врага.
Всего было построено 1528 бомбардировщиков ДБ-3 и 5256 Ил-4.

собств. информ.

Главные новости за день в нашем Telegram. Только самое важное.

Перейти в Telegram

23 января 2007, в 15:14
Другие статьи по темам

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.