Розничные цены на высокооктановый бензин сейчас находятся на уровне прошлогоднего пика, однако к началу осени специалисты предполагают серьезный рост до отметки 20-21 руб. за литр, отмечают "Ведомости". Связано это с повышением оптовых цен на нефть, которое началось еще в мае. Сейчас средние розничные цены на топливо в столице находятся в пределах от 17,59 (АИ-92) до 19,65 (АИ-98) рубля за литр.
Ситуация с закупками нефти на август складывалась непредсказуемо и драматично для покупателей, считают аналитики "ИнфоТЭК-Консалт". На прошлой неделе рост оптовых цен составил в среднем 15%. Информационно-аналитический центр "Кортес" зафиксировал чуть меньшее подорожание - на 14%. Президент МТА Евгений Аркуша предполагает, что в ближайшее время цены поднимутся еще на 500-600 руб за тонну. По его мнению, подорожание бензина неизбежно, но оно составит не более 10% до конца года.
Цены на бензин заметно выросли еще в прошлом месяце, отмечает аналитик "Кортеса" Людмила Лурье. По данным центра, за месяц в среднем по России А-92 подорожал на 5,8% (до 19 152 руб./т) и А-95 - на 5,2% (до 20 289 руб./т). Низкооктановый А-80 повысился на 1,6% (до 16 450 руб./т), а дизельное топливо даже подешевело на 1,1% (до 16 902 руб./т).
Рост цен на нефть и как следствие рост цен на бензин многие связывают с высокими экспортными пошлинами. 20 августа начнет действовать рекордно высокая экспортная пошлина на светлые нефтепродукты - $158,1 за тонну. Реакция компаний понятна: они постараются поставить максимальные объемы на экспорт.
Иную причину высоких цен на бензин специалисты склонны видеть в серьезной налоговой нагрузке отрасли. Так, по оценкам Минпромэнерго, структура цен на бензин более чем наполовину состоит из налогов (8% дает налог на добычу полезных ископаемых, 10% - налог на прибыль, 15% - НДС, 20% - акцизы). Получается, что, заправляясь, россияне половину суммы кладут в казну.
Высокая стоимость бензина связана, в том числе, со сговором крупных компаний, считает аналитик ИК "Совлинк" Николай Саперов. Дело в том, что всего 5-6 нефтепроизводителей контролируют почти 90% рынка. Но производители не спешат брать ответственность на себя. Так, пресс-секретарь "Роснефти" Николай Манвелов сказал, что рост цен на бензин всегда зависел от экономической конъюнктуры и был привязан к мировым ценам на топливо. Поэтому, по его словам, "нельзя обвинять исключительно нефтяные компании".
Что касается мировых цен на бензин, то тут некоторые склонны видеть существенную связь между ценами в Европе и России. "Цена на бензин в России (за вычетом акцизов) - это экспортная цена минус экспортные пошлины и расходы по транспортировке нефтепродуктов. При росте цен на них в Европе происходит аналогичный рост и в России", - говорит аналитик ИК "Тройка Диалог" Владислав Метнев.
Замедлить рост цен, по словам экспертов, можно несколькими путями. Например, снизить экспортные пошлины. Однако в России бензин дешевле, чем за рубежом, поэтому нулевые пошлины интересны только нефтяникам. Отсутствие пошлин позволит создать еще одну схему ухода от уплаты налогов.
Есть еще возможность отменить пошлины на экспорт нефтепродуктов - например, мазута, полагает "Русский журнал". В ближайшее время это бы только подхлестнуло рост цен на топливо, но у бизнеса появился бы реальный стимул вкладывать деньги в нефтепереработку. В результате производство бензина в стране выросло бы, что могло бы способствовать прекращению столь стремительного роста цен.
Так или иначе, предстоящий рост цен на бензин отразится в первую очередь на обывателях. Экономисты полагают, что рост цен на топливо потянет за собой рост цен в принципе.
Опрос, проведенный ВЦИОМ, показал, что личными автомобилями сегодня владеют 40% российских семей. Каждый второй владелец автомобиля готов платить за дорогой бензин, при условии, что он будет качественный. В прошлом году готовность покупать автомобильное топливо по более высокой цене, но с гарантией качества, выражали только 38% респондентов.
Расходы на автомобильное топливо составляют весьма существенную долю семейного бюджета для 43% владельцев автомобилей. Еще 43% оценивают эти расходы как значимые, но не слишком, а 9% автовладельцев воспринимают траты на бензин как несущественную часть своего бюджета.
Согласно опросу, когда цены на бензин достигнут отметки 20 рублей за литр, 18% россиян откажутся от автомобиля. Большинство автолюбителей (57%) готово терпеть до тех пор, пока цена за литр бензина не поднимется до 50 руб. При цене бензина 40 рублей за литр 47% респондентов начнут пользоваться услугами общественного транспорта. Если бензин будет стоить 30 рублей за литр, то отказаться от автомобилей готовы 37% опрошенных. В любом из перечисленных случаев не откажутся от автомобиля 30% автомобилистов.
Почти половина опрошенных россиян (41%) считает, что рост цен на бензин происходит по вине российского правительства. Еще 29% респондентов возлагают вину на крупные нефтяные компании, и лишь 5-6% - на оптовых поставщиков или владельцев автозаправочных станций, а 9% россиян считают, что цены определяются рынком.
Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию указывал на недопущение роста внутренних цен на бензин и необходимость развития нефтепереработки. Этот факт сильно повлияет на будущие действия компаний, - считает Николай Саперов. Скорее всего, они будут инвестировать в новые мощности, стараясь сохранить нынешние цены. "Возможно, осенью и произойдет небольшой сезонный скачок, но он не будет больше рубля, - предрекает г-н Саперов. - Ведь рост цен на бензин повышает социальную напряженность, что больно ударит по рейтингам самого президента.