Вячеслав Невинный играл в Тульском ТЮЗе

Вячеслав Невинный играл в Тульском ТЮЗе

Для вас, дорогие читатели, эксклюзивное интервью народного артиста СССР Вяче­слава Невинного о его становлении как артиста на сцене тульского театра.

Для вас, дорогие читатели, эксклюзивное интервью народного артиста СССР Вяче­слава Невинного о его становлении как артиста на сцене тульского театра.


1970-е годы, МХТ. Вячеслав Невинный и Владимир Белокуров в спектакле «Ревизор».

Лариса Тимофеева.
Фото из архива Игоря Москалева.

Заслуженный деятель искусств России Игорь Михайлович Москалев, давний друг Невинного, за три года до смерти актера взял у него интервью и сделал частью книги «Наш земляк Невинный Слава», которую Игорь Михайлович сейчас готовит к печати.


Первыми отрывок интервью с великим артистом прочитаете вы, дорогие друзья. За что большое спасибо Игорю Москалеву.

Театральный критик Ирина Алпатова писала: «Начало взрослой жизни Невинного слегка обломало. Он, конечно же, отправился в Москву, во ВГИК, и …остался за бортом. Не отчаялся. Решил поднабраться практического опыта и год прослужил в Тульском ТЮЗе»…

Да, это был всего лишь один театральный сезон. Рассказывал мне о нем Вячеслав Михайлович через 52 (!) года после произошедших событий. Тогда Невинный был уже очень болен, но все так же крепок духом.

– 1954-55-й годы. Они памятны тем, что в это время я, молодой и начинающий, окончив десятый класс, хотел поступить в театральный институт. Приехал в Москву, пробовал сдавать экзамены в институт кинематографии (ВГИК). Да и в театральные вузы сдавал экзамены, но нигде у меня ничего не получилось... Вернулся в Тулу. Лето кончилось, надо было куда-то деваться… При моем поступлении в ТЮЗ его главным режиссером был Леонид Александрович Лукацкий. Я к нему и пришел, поговорили немножко, и он мне сразу дал роль Кузьмы Степикова в пьесе Юрия Принцева «На улице Счастливой». Главную роль Барабаша репетировал Горюнов. Это был ведущий  актер труппы, а когда он на репетиции запел, то этим меня прямо-таки убил. Я думаю: «Как я-то буду петь? Я же не умею, никогда на сцене не пел, это же надо тренироваться…». Оказывается, ничего – я как-то проинтонировал первую песню, а потом все смелее, смелее и стал петь…

Конечно, юность брала свое, а вообще-то, никакого мастерства. Но ведь говорят, увлеченье превращается в уменье. Да и непростой я был малый: все-таки из приличной самодеятельности пришел – из драмкружка Дворца пионеров. Годы, проведенные в драмкружке, зажгли во мне большую любовь к театру. Коллектив ТЮЗа встретил меня радушно. Мне в ТЮЗе было все очень интересно и увлекательно, потому что это было внове и сразу, и немедленно. Лукацкий был очень серьезный режиссер, между прочим, почему-то задумчиво и часто произносящий фразу «веер леди Уиндермейер»… У него это как поговорочка была... А мы все смотрели ему в рот: «Чего, чего он сказал?..» Лукацкий что-то такое с нами делал, воплощая свой замысел, и тихонько-тихонько приводил нас к общему знаменателю, и я с благодарностью вспоминаю его работу...

Артисты, которые тогда работали в ТЮЗе, были профессиональны. Когда я прочел рецензию о спектакле, где я, дебютант, отмечен сразу после Горюнова, но раньше Евгении Пчелкиной, то для меня это было просто удивительно и поразительно. Ведь Евгения Ивановна Пчелкина была знаменита в это время – играла главные девичьи роли в театре; мало того, что она «играла», она их здорово, так сказать, «препарировала»… Когда я был введен в спектакль «Стрекоза» и стал партнером Пчелкиной, играющей роль Маринэ, то понял, какая она чудная артистка…

Помню других замечательных актеров-мужчин – Каспаров, Мироничев, Иваницкий, Гольтвегер, Антонов. Главные женские роли героинь в Тульском театре юного зрителя играла замечательная актриса Зинаида Леонтьева, с ней я встретился в спектакле «Три мушкетера», где она отлично сыграла Королеву. Это все были большие, замечательные мастера, которые не оставляли нас, молодых, в «покое» и без внимания. Да и вообще не было особенного деления – вот молодые, а эти ведущие. Нет, все ощущалось как-то просто...

У меня был такой настрой, почти военный: я в театре вроде бы как на «передовой линии» оказался. Да и в самом деле, в коллективе была создана такая деловая обстановка, что театр – это революционное, военное дело, и как-то внутренне этому пришлось подчиниться.


Никогда никакого не было у меня страха ни перед зрителем, ни перед театром. А то ведь как бывает? «Ах, ах, я же в театре!» Такое юное порхающее представление о театре: «Ах, мой дебют!»

Нет, я по-серьезному относился к работе, и это было здорово!

Работа эта потрясающе полезной оказалась для меня в дальнейшем, когда потом я окончил Школу-студию МХАТ и стал артистом этого театра. Мой сезон в ТЮЗе, без всякого преувеличения, был для меня настоящей работой, и она часто вспоминалась уже во время службы во МХАТе.

– Вот такое интервью, – говорит Игорь Москалев. – Уверен, что читатели испытали те же чувства, которые тогда ощутил и я, – удивление и восторг. Ведь вспоминал Слава спустя полвека (!), и рассказывал человек, оставшийся без ног, который в течение ряда лет боролся с изнуряющим страшным недугом, а сколько светлого сумел сохранить в своей душе…

Из досье «Слободы»
Вячеслав Невинный

Родился 30 ноября в 1934 г. в Туле, в семье железнодорожников.
Учился в мужской средней железнодорожной школе № 23.
Занимался в драмкружке при Тульском дворце пионеров.
Окончил  школу-студию МХАТ.
Дебют в кино – роль милиционера в фильме «Испытательный срок» (1960 г.).
Избранная фильмография: «Берегись автомобиля», «Не может быть!», «Гараж», «За спичками», «Гостья из будущего», «Лиловый шар».
Ушел из жизни 31 мая 2009 г. в своей квартире на Тверской улице в Москве.
Похоронен на Аллее актеров Троекуровского кладбища столицы.


Дорогие читатели!

О ком из тульских артистов вы хотели бы прочитать на страницах любимой газеты? Пишите: 300026, Тула, пр. Ленина, 116, 1-й эт.

Лариса Тимофеева.

 


 на правах рекламы

16 ноября 2011, в 10:40
Другие статьи по темам

Главные тульские новости за день от Myslo.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день