Цена дешевле качества

Цена дешевле качества

Говорят, статистика знает все, а значит, и цены. Только вот если анализировать сухие сводки Госкомстата с бензинового рынка, полную картину едва ли получишь. Официальная статистика не учитывает неформальных продавцов топлива. А у них, как выясняет

Говорят, статистика знает все, а значит, и цены. Только вот если анализировать сухие сводки Госкомстата с бензинового рынка, полную картину едва ли получишь. Официальная статистика не учитывает неформальных продавцов топлива. А у них, как выясняется, цены весьма отличны от среднероссийских.

Проведя блиц-опрос испытателей ЗР, бороздящих по долгу службы просторы России, удалось выяснить, что самая низкая из всех цена на 92-й бензин встречается на странных заправках по дороге из Тольятти в Самару. Литр топлива должен обойтись здесь водителю всего в: 12 рублей! При том, что средняя цена в Самарской области и так ниже общероссийской - примерно 16 рублей за литр того же 92-го:

Правда, тут без отступлений не обойтись. То, что бензин продают по 12 рублей, видели многие, но никто из опрошенных не рискнул плеснуть недорогую жидкость в бензобак. Высокие цены на топливо учат с опаской подходить к неожиданным подаркам на дорогах: правила "скупой платит дважды" никто не отменял.

Сколько же должен стоить литр настоящего, качественного бензина сегодня в России?

ПОЧЕМУ БЕНЗИН ТАК ДОРОГ

Покупая на заправке бензин, половину денег вы вносите в государственную казну. Налоговая составляющая цены нефтепродуктов в России (с учетом НДС) приближается к 50%. И это - нормальное соотношение: по словам исполнительного директора российского топливного союза Григория Сергиенко, в США налоги составляют 30-40% в цене бензина, в Европе - 70-80%. Вообще же цена бензина на АЗС имеет много составляющих: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - 17%, акцизы - 13, налог на прибыль - 7, затраты на добычу и приобретение нефти - 15, транспортировка - 3, коммерческие расходы - 10%. Кроме того, в цену бензина закладывают доходы сервисных и транспортных компаний, а также тарифы естественных монополий. Так что, по подсчетам специалистов, 92-й сегодня в России в розницу дешевле 15,5-16 рублей за литр не может стоить. В противном случае это или не совсем "правильное" топливо, или владелец АЗС работает себе в убыток. Такой вот альтруист:

Главная роль в формировании цен на бензин принадлежит государству, а основным инструментом является налоговое регулирование. Так, ставка налога на добычу полезных ископаемых изменяется в зависимости от мировых цен на нефть сорта "Юралс"; таким путем внутреннюю цену на ГСМ увязывают с мировыми ценами на нефть.

По мнению Г. Сергиенко, "налоговая система, которая привязана к мировым ценам на нефть, провоцирует повышение внутренних расценок вслед за мировыми". Как считают независимые эксперты, вопрос стоит так: готово ли государство поступиться частью своих нефтяных доходов, чтобы стабилизировать цену на бензин? Достаточно ограничить экспорт нефти, и сырья в стране останется больше, а значит, и бензин может подешеветь. Но в таком случае государство недополучит значительную часть средств в бюджет от непроданной нефти.

ПЛАТА ЗА СОВЕТСКИЕ ДОЛГИ

Автомобилисты в последние месяцы не могли не заметить, что цены на бензин, бешено скакавшие еще в прошлом году, стабилизировались. Успокоились и сами владельцы автомобилей. Одно дело, когда цена литра растет на рубль в неделю, другое - когда плавно поднимается на копейки.

Весной цены на бензин в РФ из месяца в месяц оставались практически стабильными, считает Федеральная служба госстатистики, а дизельное топливо даже подешевело на 1%. Без изменения они сохранялись в 33 субъектах, а повышение отмечалось в 30 субъектах РФ. Самым значительным оно было в Камчатской области - на 2,2%. Снижение цен на бензин наблюдалось в 25 субъектах, наибольшее - в Республике Алтай (на 5,7%).

Кроме налогового бремени, производители бензина в России тянут на себе и тяжелый воз технических проблем, доставшийся им вместе с нефтеперегонными заводами со времен Советского Союза. Устаревшее оборудование многих не позволяет быстро перейти на высокотехнологичное производство бензина из нефти. Достаточно сказать, что на российских предприятиях из тонны сырой нефти производят около 160 литров бензина, тогда как в США - 450.

Лидеры нефтедобычи и нефтепереработки вынуждены сегодня за свой счет перевооружать свои предприятия современным оборудованием, и расходы эти ложатся не только на бюджет компании, но и, как принято говорить, на рядовых автовладельцев. Скажем, капитальные вложения "ЛУКОЙЛа" в реконструкцию производства бензина составили в 2005 году 7,5 млрд. руб. (примерно 250 млн. долларов), а в 2006-м на эти цели планируется направить уже 11,4 млрд. руб. (около 380 млн. долл.). В результате повышается выработка топлива, а на заправках московского региона появился новый, экологически менее вредный бензин марки ЭКТО.

- Цена литра бензина ЭКТО с улучшенными эксплуатационными и экологическими характеристиками в зависимости от октанового числа и типа присадки ориентировочно будет на 50 копеек - 1 рубль выше цен на наше же моторное топливо стандарта Евро III, - говорит вице-президент "ЛУКОЙЛа" Вадим Воробьев.

Разница не слишком заметна (3-5%), но современный уровень топлива позволит, по заверениям производителей, значительно увеличить ресурс любого двигателя. Впрочем, для тех, кто может себе позволить заправляться так называемым 92-м по 12 рублей за литр на трассе Тольятти - Самара, наверное, это не важно.

http://www.zr.ru/

15 августа 2006, в 12:55
Другие статьи по темам

Главные тульские новости за день от Myslo.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день