Ан-22 доставил из Твери в Воронеж учебную модель истребителя МИГ-31 и возвращался домой. Самолет пропал с экранов радаров в 21.33.
23 сентября 1982 года. Тот самый красавец Ан-22 на взлетно-посадочной полосе аэропорта в Дюссельдорфе (Германия).
Обломки самолета нашли в три часа ночи
В ночь на 29 декабря Тульскую область потрясло шокирующее известие – недалеко от села Троицкое Чернского района упал военно-транспортный самолет Ан-22. Корреспонденты «Слободы» выехали на место катастрофы.
Попасть в населенный пункт можно лишь по единственной 15-километровой дороге. И уже через несколько часов после трагедии съезд на нее был перекрыт милиционерами. Все 15 км корреспонденту «Слободы» пришлось идти пешком. «Компанию» ему составили лишь многочисленные машины «скорой», милиции, пожарных, военных и спецтранспорт МЧС. Едва одни успевали скрыться из виду, спустя пару минут на дороге уже появлялась новая колонна, озаряющая округу вспышками голубых мигалок…
Найденные в лесу и в поле обломки «Антея» солдаты приносили и складывали в специально отведенном для этого месте.
Погода разошлась не на шутку – бушевала метель. Поисково-спасательным отрядам пришлось разделить предполагаемый сектор падения на квадраты и прочесывать местность метр за метром в прямом смысле слова. Путь расчищали тракторами. Около трех часов ночи место авиакатастрофы все же удалось отыскать – в нескольких километрах от села, в самой гуще леса. По распоряжению главного милиционера Тульской области рядом с воронкой сразу же было выставлено милицейское оцепление…
– Связь с самолетом военно-транспортной авиации Минобороны РФ была потеряна в 21.33,– сообщил вернувшийся с места падения «Антея» губернатор Тульской области Вячеслав Дудка. – В 22.30 оперативной службой МЧС РФ было принято решение о начале поисковых работ. Первый фрагмент самолета был обнаружен в 3 часа ночи практически на границе Орловской и Тульской областей.
Жители села видели падение самолета
По словам Татьяны Андрюхиной, очевидца трагедии, самолеты над селом летают часто, но этот по звуку отличался от других.
– Я собиралась на работу в ночную смену, – говорит Татьяна. – Услышала не гул, а рев – от него дом трясся. И выбежала на улицу. Двигатели самолета работали с перебоями. Видно ничего не было, в том числе и бортовых огней. А через полминуты ухнуло очень громко, вспышка осветила лес, и все стихло… Мы сначала пошли сами искать – думали, найдем, но куда там…
– Когда он упал, было сильное зарево и грохот,– говорит лесник Сергей Новиков. – Потом мне позвонили с работы и спросили, что произошло. Я ответил: самолет упал. Потом пожарные приехали, я им дорогу показывал…
«Черные ящики» ответят на многие вопросы
Из-за темноты и метели поисково-спасательные работы были приостановлены до утра. Для сбора обломков привлекли солдат-срочников и спасателей.
Ближе к вечеру 29 декабря на месте падения были обнаружены бортовые самописцы – так называемые черные ящики. Их расшифровка должна пролить свет на причины трагедии.
От удара обломки 120-тонной махины ушли в землю на несколько метров. Найти среди них фрагменты человеческих тел спасателям помогали служебные собаки.
Ну а пока же известно лишь то, что на борту упавшего Ан-22 находились два экипажа – 12 человек. Все они погибли. В качестве основной версии рассматривается обледенение фюзеляжа и крыльев самолета…
3 января на место трагедии вновь выехал тульский губернатор.
– Сейчас говорить о том, сколько будут продолжаться работы, сложно, – заявил Вячеслав Дмитриевич. – Все зависит от того, на какой глубине находятся эти останки, как далеко они ушли в землю. Работы здесь будут идти, пока мы не найдем последний элемент машины, пока мы не найдем последнего пилота.
Губернатор считает, что сейчас рано делать выводы о причине аварии. В данный момент специалистами ВВС прорабатываются различные версии, идет расшифровка «черных ящиков».
– Как только будут получены окончательные данные, уполномоченная госкомиссия доложит Президенту о результатах расследования неисправностей, которые привели к этой трагедии, – сказал глава региона.
Руководитель области подчеркнул, что семьям погибших направлены соболезнования и принято решение об оказании финансовой помощи, а на месте падения самолета установят обелиск.
Наша справка
Ан-22 – «Антей» – советский транспортный турбовинтовой самолет. Выполнил первый полет в 1965 году. Серийно произведено 68 экземпляров, включая два для прочностных испытаний.
Предназначен для перевозки на большие расстояния тяжелой и крупногабаритной боевой техники и войск.
Технические характеристики:
- Экипаж: 5-6 человек
- Грузоподъемность: 60 тонн
- Длина: 57,31 м
- Размах крыла: 64,40 м
- Высота: 12,54 м
- Силовая установка: 4 двигателя ТВД НК-12МА
- Мощность одного двигателя: 15000 л.с.
- Диаметр воздушного винта: 6,20 м
Летные характеристики:
- Максимальная скорость: 650 км/ч
- Крейсерская скорость: 580 км/ч
- Дальность полета: 5225 км
- Максимальная высота полета: 9000 м
Комментарий специалиста
Живых не было...
Игорь Дроднев, спасатель-кинолог, который работал на месте крушения «Антея» в Чернском районе Тульской области:
– Весь наш отряд, 24 человека (мы базируемся в Щекине), подняли по тревоге вечером 28 декабря. Уже в час ночи 29-го мы были на месте. Рассвета ждать не стали: собакам свет не нужен, а людям, если кто-то выжил, нужна была срочная помощь. Рядом с самолетом работали только люди: там было слишком много керосина, и собаки работать не могли. Я с моим псом Ольфом прочесывал близлежащий лес. Живых не было – только мелкие фрагменты человеческих тел… Мы нашли несколько кусков обшивки самолета и два «черных ящика». Сразу после этой находки операцию свернули. За неполных три дня отряд 33 часа вел поиск.