1. Моя Слобода
  2. Новости
  3. Архив
  4. Барон фон Мекк взял «откат» в виде… дворца под Веневом - Архив Тульских новостей - MySlo.ru

Барон фон Мекк взял «откат» в виде… дворца под Веневом

В начале XIX века тульские власти, дабы привлечь на веневскую землю спонсоров, использовали необычную взятку – дворец! Замок сохранился до наших дней, а подобные взятки стали называть «откатом»…

В начале XIX века тульские власти, дабы привлечь на веневскую землю спонсоров, использовали необычную взятку – дворец! Замок сохранился до наших дней, а подобные взятки стали называть «откатом»…

Барон-железнодорожник

В пятидесяти километрах от Тулы в деревне Хрусловка сто лет назад жил в своем замке барон фон Мекк – величайший человек своего времени. Если описывать все увлечения Николая Карловича, то газетной полосы не хватит.
Поэтому ограничимся тем, что «этот очaровательный человек» (определение композитора Петра Ильича Чайковского) был меломаном, совладельцем нескольких российских железных дорог и создателем первого в России гоночного автоклуба!
На тульскую землю семейство фон Мекк попало потому, что веневские власти захотели провести железную дорогу, а Николай Мекк как раз был главным подрядчиком строительства Рязанско-Уральской железной дороги.

Барону подарили участок земли в шести километрах от Венева, в тишине (для тогдашнего Венева, крупного города, это расстояние было оптимальным) и построили там дворец.

Дворец получился достойным короля, и барон туда с удовольствием переехал. Тем более что рядом с новым имением построили железнодорожную станцию (ну не толкаться же барону с простыми смертными на городской станции!).

Великая афера

Дворец супругов фон Мекк примечателен не только архитектурой (романский стиль), но и историей строительства. Архитектор дворца Сергей Экарев работал исключительно на железнодорожное ведомство – проектировал вокзалы. С чего бы ему строить дворцы? Веневский краевед Денис Махель легко объясняет такую «не­увязочку»:
– Это была выдающаяся афера того времени! Все ее детали неизвестны, но кое-что просочилось: дворец – точная копия веневского вокзала, и поговаривали, что на постройку вокзала денег израсходовали гораздо больше, чем было нужно. Настолько больше, что хватило еще и замок построить! При этом замок и был «основной» стройкой: 24 комнаты (отделка, обстановка и окраска ни одной из них не повторяла другую!). Там были дубовый и ореховый залы, «китайский» зал (все стены – в шелковых тканях), был зал, отделанный под ясень, «золотые» и «серебряные» залы были обставлены мебелью из орехового дерева и карельской березы… Но изюминкой дворца считалась комната, в которой пол, стены и потолок были полностью зеркальными!

«Священная» драка

С железной дорогой Венева связан один скандал. К 1900 году рядом с Хрусловкой были уже три дворянские усадьбы, и на освящение железнодорожного моста пришли два священника: хрусловский и васильевский. Служители церкви не хотели друг другу уступить право на исполнение обряда и доспорились до драки, – пришлось полицию вызывать!
Денис Махель, краевед:
– Случай этот известен по рассказу местного старожила Н.А. Артамонова, а он был изрядным хулиганом, – постоянно в полицию попадал. Так что свидетель из него сомнительный, сами понимаете…

Тульский командор

Помимо миллионного состояния супруги фон Мекк, Николай Карлович и Надежда Филаретовна, обладали и множеством талантов. Николай Карлович был, как бы сейчас сказали, фанатом классической музыки, а его супруга виртуозно играла на скрипке и даже создала свой домашний камерный инструментальный ансамбль, где играли ученики Московской консерватории!
Сама Надежда Филаретовна много лет спонсировала Петра Ильича Чайковского (по 6000 рублей в год!), который был другом их семьи и часто гостил в имении. Помимо Чайковского в замке бывали известные музыканты братья Рубинштейн, польский скрипач-виртуоз и композитор Генрих Венявский, пианист и композитор Генрих Пахульский и другие.
Стоит сказать и еще об одном увлечении Николая Карловича: он был единственным в России автогонщиком! В 1900 году барон стал учредителем первого в России действующего автоклуба – Московского клуба автомобилистов. Фон Мекк был вице-командором Киевского автопробега на приз Императора Николая II в 1910 году и командором Севастопольского пробега на приз Императора в 1911 г. В период 1906-1913 годов Н.К. фон Мекк владел 10 автомобилями и двумя автобусами, все марки «Мерседес».

Коровник вместо замка

Дворец фон Мекк удалось спасти от разграбления: его национализировали (и только потом, в Москве, продали все ценности с аукциона), а в усадьбе расположилось «Государственное хозяйство», где выращивали сахарную свеклу и разводили скот.
С 1923 года в бывшей усадьбе открыли Хрусловский детский дом им. Фомина, который просуществовал вплоть до 1984 года. Николай Карлович после революции работал в Наркомате путей сообщения и после трех арестов был все-таки расстрелян за «техническую контрреволюцию» в 1929 году. Советской власти во время разрухи не хватало транспорта, а технически подкованный барон предлагал увеличить товарные составы, что и посчитали «контрреволюцией». Последователь барона тов. Каганович предложение барона позже внедрил и получил орден Ленина!
В начале лихих 90-х замок попал к «новому русскому» из Москвы. Вот что рассказывает местная жительница Любовь Никитична:
– Замок купил для себя какой-то бизнесмен из Москвы за 2 миллиона долларов! Он поставил здесь охрану и тщательно прибрал территорию и сам замок, но у него ничего не вышло: замок-то он купил, а землю – нет, вот администрация наша и судится с ним до сих пор… Хотели тут пансионат открыть, да так и не открыли… А еще это место любят разные «копатели»: каждые выходные тут кто-нибудь лазит с миноискателем – все клад ищут!

Сироты-культуристы

Рядом с замком фон Мекк, которому повезло уцелеть, стояли еще две усадьбы – Уваровка и Предтечево. Обе усадьбы принадлежали генералу Федору Уварову (это его 1-й конный корпус на Бородинском поле в 1812 году ударил в тыл французской армии, что и послужило началом разгрома Наполеона).
Генерал с помощью пленных солдат разбил шикарный парк (уничтожен вместе с оградой в 1931 году), следы которого можно еще рассмотреть и сейчас, и поставил на местном кладбище огромный памятник погибшим в войне русским солдатам. Памятник этот мог бы «дожить» до нашего времени, если бы не сироты из замка фон Мекк. Вот что рассказывает об этом краевед Денис Махель:
– В 30-х годах модно было устраивать разные цирковые аттракционы, а при детдоме работала атлетическая секция. Тогдашние культуристы показывали аттракцион «Красная наковальня»: силач фиксировал тело на высоте около метра, опираясь только затылком и пятками, на грудь силачу ставили «наковальню», по которой другой силач бил молотом! Вот вместо наковальни хрусловские сироты использовали …памятник героям 1812 года! Во время очередного аттракциона памятник раскололся…

> Знаете ли вы, что...

Тульские дворяне собирались в нынешнем Доме офицеров
Раньше это здание называлось Дворянское собрание. Оно было построено по проекту архитектора В. Федосеева в 1856 году. Уже в сентябре здесь в дворянском съезде участвовали Лев Толстой, Иван Тургенев и Алексей Хомяков, выступившие за освобождение крестьян от крепостной зависимости.
А 13 апреля 1890 года Толстой в этом здании присутствовал на репетиции своей комедии «Плоды просвещения».
Именно здесь тульские дворяне собирались на новогодние елки. В Дворянском собрании наряжали самую красивую и большую елку, высотой почти до самого потолка.
Дворянский клуб и дворянская губернская касса взаимопомощи находились здесь вплоть до 1917 года.

 

Главные новости за день в нашем паблике ВКонтакте

Перейти во ВКонтакте

25 мая 2010, в 16:01
Другие статьи по темам

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.