Дайверы подводного клуба "Нептун" и поискового центра "Искатель" обнаружили в Черном море яхту "Ливадия", затонувшую еще в XIX веке.
Ветеран подводного плавания тульского клуба "Нептун" Борис Тишков снимал
экспедицию камерой, помещенной в специальный водонепроницаемый бокс.
СЕНСАЦИОННАЯ НАХОДКА
Международная подводно-археологическая экспедиция проходила на западном побережье Крыма возле мыса Тарханкут. Уже не первый год подводные археологи пытались обнаружить остатки императорской яхты, и вот удача улыбнулась им!- Шестипушечная колесная яхта, принадлежавшая императору Александру II и его семье, потерпела крушение на пути из Севастополя в Одессу в туманную ночь октября 1878 года, - говорит участник экспедиции, руководитель поискового центра "Искатель" Олег Золотарев. - Она попала на риф в километре от Тарханкутского маяка. Более полутора месяцев "Ливадия" стояла на камнях, и после неудачных попыток командования Черноморского флота спасти судно все ценное, что было возможно, свезли на берег, а яхту бросили.
С тех пор 130 лет судно пролежало на морском дне...
Более половины участников экспедиции из Тулы - это аквалангисты подводного клуба "Нептун" и молодежного поискового центра "Искатель". - Яхту обнаружили на глубине примерно 4 метра в нескольких километрах от нашего лагеря, - рассказывает руководитель экспедиции Дмитрий Чугуев. - Эта находка - самая большая награда для всех участников экспедиции!
ВОТ ЭТО МАХИНА!
Несмотря на сильную жару - около 40 градусов, дайверы погружались на дно в полном обмундировании - гидрокостюмах, аквалангах. Для страховки использовали веревки с буйками. Поисковики обязательно брали с собой рулетку, чтобы точнее оценить размеры находок.
Подводным археологам посчастливилось поднять со дна много интересных предметов, которые, вероятно, упали в нижний трюм, по-этому не были вывезены с яхты. Кроме этого, археологи обнаружили куски свинца, которые в те времена использовали для обивки камбуза. Металл защищал деревянное судно от огня.
Самыми массивными частями яхты, которые уцелели, оказались гребные колеса диаметром более 2,5 м и шириной 5,5 м.
- По найденным предметам можно судить о том, что яхта была роскошной, - говорит Олег Александрович. - Говорят, к созданию интерьера приложил руку архитектор И. А. Монигетти.
Все исследования проводили днем, поэтому солнечного света вполне хватало, чтобы рассмотреть остатки семидесятиметровой махины.
БОЦМАНСКИЙ СВИСТОК И ПУШЕЧНЫЕ ЯДРА
В рамках экспедиции наши земляки обследовали также место крушения корабля "Святой Александр" (корабль затонул в 1786 году). Судно разломилось на две части, поэтому дно исследовали в радиусе более 100 м от места крушения. Тулякам посчастливилось обнаружить фрагменты мушкета и пистолета, пушечные ядра, картечные заряды и даже боцманский свисток.
Находки, поднятые со дна Черного моря, (предположительно) с яхты "Ливадия": 1 - медные гвозди; 2 - клин из бронзы; 3 - осколки фарфоровой и фаянсовой посуды; 4 - носик чайника; 5 - куски обгоревшего дерева; 6 - медные кольца уплотнителя; 7 - фрагмент мраморной отделки. |
Модель яхты "Ливадия" хранится в музее транспорта в Глазго.
Участники экспедиции "Тарханкут-2008" (слева направо) туляки Дмитрий Чугуев,
Олег Золотарев, Александр Данилов и киевлянин Виктор Кобец выбирают место для погружения.
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
"ЛИВАДИЯ" ПОБЕДИТЕЛЬНИЦА
"Ливадия" была создана по проекту адмирала Попова на николаевских черноморских верфях. В длину составляла 71,6 м, в ширину 46,6 м, была водоизмещением 4,5 тысячи тонн. Это единственная из императорских яхт, которая участвовала в русско-турецкой войне под командованием капитана 1 ранга Кроуна. Она потопила турецкую двухмачтовую яхту и выдержала 18-часовую погоню.
Ольга СМИРНОВА.
Фото Марии БУЗОВОЙ
и из архива клубов "Нептун" и "Искатель".