Откуда берутся ошибки в учебниках?

Ученые Российской академии наук проверили на предмет ошибок школьные учебники. Из 288 учебников по всем дисциплинам, (кроме истории) положительную оценку получили лишь сорок.

Ученые Российской академии наук проверили на предмет ошибок школьные учебники. Из 288 учебников по всем дисциплинам, (кроме истории) положительную оценку получили лишь сорок. После Российской академии наук учебники перелистали тульские учителя и корреспондент "Слободы" Андрей Дремизов.

К новому учебнику английского языка учительница Светлана Овчинникова относится осторожно, как того и заслуживают экспериментальные пособия.

УЧЕБНИК НА ТРОИХ
Министерство образования РФ опубликовало перечень рекомендованных школьных учебников на 2007-2008 годы. Это более 500 книг по разным дисциплинам. Все они проверены и одобрены Министерством образования РФ. Однако в российских школах оптимизма по поводу новинок не испытывают: более 10 лет преподаватели сталкиваются с грубыми ошибками на страницах книг, которые по определению не должны содержать непроверенной и некорректной информации. По оценкам экспертов, сейчас в России от 60 до 80% учебников не соответствуют никаким стандартам: обилие в них ошибок, неточностей и несоответствий заставляют учителей самим адаптировать написанное под школьную программу. Кто-то пишет конспекты, кто-то выпускает собственные методички и преподает по ним:
Одобрение учебникам, которые поступают в Министерство со всей России, выдает отдел, который состоит всего из трех человек. Но экспертизу проводят не они, а отправляют в Российскую академию наук, либо Академию образования. Вот как прокомментировал ситуацию президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков:
- Процесс этот достаточно формальный, поскольку больших денег за проверку ни тем, ни другим не платят. В результате в роли экспертов нередко оказываются лаборанты, совершенно незнакомые со спецификой составления учебников.

ЕГИПЕТСКИЕ ПИРАМИДЫ - ПИСК МОДЫ
Учебники и пособия переполнены информацией. Зачем ученикам средней школы знать о разнице между пилигримажем и паломничеством (учебник "История и культурология")? А для чего в третьем классе ребенок изучает лист дерева на клеточном уровне и заучивает, какие бывают "грани листа"? Для того, чтобы на втором курсе университетского "биофака" все изучать повторно? И как надо составить учебник истории, чтобы неправильные даты в нем были не самым большим злом?
В учебнике "Культурология в вопросах и ответах" под редакцией В. Полищука рассказано о "появлении моды на пирамиды у египтян" (то есть строить их перестали, потому что они из моды вышли!).
А в книге "Введение в культурологию" под редакцией Г.Драча повествуется о некой "экологической катастрофе в XIV веке на Руси, которая заставила часть славян выйти из лесов, поделив таким образом страну на городскую и лесную":
В учебнике по математике, по словам одного из академиков, помимо задач, которые не имеют никакого смысла, еще и содержатся неправильные ответы на задания.
В пособии по географии утверждается, что Индия - это материк, в учебнике по физике экспертная комиссия признала ошибочным утверждение, что жидкость на земле чаще всего находится в каких-нибудь сосудах. Оригинальную "описку" обнаружили эксперты в учебнике литературы: писателя Лермонтова называют не Михаилом Юрьевичем, а Юрием Михайловичем, как Лужкова.

ХИМИЯ ОТ ПОЛИТИКОВ НЕ ЗАВИСИТ
Александр Суренко, учитель химии, школа №54, Тула:
- Цинк растворяется в кислоте независимо от политической ситуации в стране, поэтому мне в этом плане повезло. Учебников сейчас слишком много: есть написанные академиками, - их ученики читать не могут, поскольку ничего не понимают. А есть написанные хорошим литературным языком, - такие слишком объемны, долго читать. Нет золотой середины. Был в 1994 году учебник под редакцией Рудзитиса, - хороший учебник. Но сейчас его нет. Возможно, здесь политика замешана, поскольку автор живет в Латвии? Вообще, сейчас все естественные науки в школе (математика, физика, химия) находятся в загоне: то, что я раньше преподавал за 2-3 часа, сейчас я должен дать за час. У меня педагогический стаж почти 30 лет, поэтому мне проще, а вот каково молодым учителям?

СМУТНАЯ ИСТОРИЯ
Ада Андрюхина, учитель истории, школа №54, Тула:
- Современные учебники богаче иллюстрациями, приводят много документов. Мне очень понравился учебник под редакцией А.А. Левандовского: все корректно, нет политической оценки событий. В учебнике под редакцией А.А. Даниловой и М.Ю. Брандта "смутное время" само по себе дано как-то смутно: с 1605-1613 годы.
С последней датой все в порядке, - тогда был избран законный царь. А почему 1605 год? Если мы определяем смутное время как "время народных волнений и прихода к власти самозванцев не царственного происхождения", то начинать надо с прихода на трон Бориса Годунова (1598 год) или хотя бы с 1603 г., когда начались народные волнения. А так получается, что "смутным временем" мы считаем только приход на Русь различных Лжедмитриев.

ДЛЯ КОГО НАПИСАН УЧЕБНИК ОБЖ?
Эдуард Пашкевич, учитель ОБЖ, школа №54:
К тексту учебника никаких претензий нет, но материал в нем не соответствует программе. Абсолютно. Возникает вопрос: для кого этот учебник?
Глава 1. "Концепция экологической безопасности России".
Учебный план: "Понятие о чрезвычайных ситуациях экологического характера".
Глава 2. "Окружающая среда и экологическая опасность".
Учебный план: "Источники загрязнения окружающей среды".
Глава 3. "Химические загрязнения и отравления".
Учебный план: "Изменения состава и свойств атмосферы".
Глава 4. "Шум и здоровье".
Учебный план: "Изменения состояния суши, почв, недр и ландшафта".

СОСТАВЬ СВОЙ УЧЕБНИК!
Евгения Макарочкина, учитель русского языка и литературы, школа №24,Тула:
- Идеальный учебник вряд ли когда-нибудь составят. У каждого учителя свое видение методики преподавания.
Последние годы я преподавала русский язык по четырем учебникам. Мне постоянно приходилось дополнять орфографические и пунктуационные правила. Но меня не устраивало не только это, сама форма учебников недостаточно продумана: серая бумага, нечеткие цветные иллюстрации... Я стала составлять дидактические материалы сама и последние два года я веду уроки русского языка по собственным дидактическим наработкам, составленным в соответствии с образовательной программой.

ЭТОТ "ПОШЛЫЙ" АНГЛИЙСКИЙ:
Светлана Овчинникова, учитель английского языка:
- К учебнику для 5 класса претензий никаких, кроме того, что тяжело составить к нему планирование. Все новые учебники красочны, информативны, в них много героев, которых не знаю даже я. Правда, дети узнают, им нравится рассказывать про спайдерменов, хоббитов и киноактеров. А вот экспериментальный учебник для 2 класса на мой взгляд, перенасыщен реалиями западной жизни. Дети не понимают, что такое "личная яхта", "дом на дереве" и почему у мальчика в учебнике черная кожа.

БИЗНЕС НА ЗНАНИЯХ
Писать школьный учебник в нашей стране - хороший бизнес. Благодаря огромным тиражам и формальной экспертной проверке и автор, и издательство получают немалые деньги.
По мнению чиновников из Минобрнауки, эта система и привела к сложившейся ситуации. Теперь в Министерстве утверждают, что новая система коллегиальной оценки в Академии Наук заметно повысит качество учебной литературы. Окончательные результаты экспертизы в министерстве обещали опубликовать ближе к зиме.

ВНИМАНИЕ, КОНКУРС!
НАЙДИ ЛЯП В УЧЕБНИКЕ

"Слобода" и портал MySLO.ru объявляют конкурс для учителей, учеников и их родителей. Условия: найти самую вопиющую нелепицу в школьном (или вузовском, если повезет) учебнике и сообщить об этом в редакцию. Звоните по телефону 23-55-99. Нашедшего лучший ляп ждет приз!

Дорогие читатели! Как вы думаете, какое наказание нужно придумать для составителей таких учебников? Как нужно тестировать новые учебники? Пишите мне по адресу andrey@sloboda.tula.ru или звоните по телефону 35-48-14. Ваших писем и звонков ждет ведущий рубрики Андрей ДРЕМИЗОВ.

19 ноября 2007, в 12:48
Другие статьи по темам

Главные тульские новости за день от Myslo.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день