Вот уже больше двадцати лет водитель "скорой" Александр Иванов после трудных дежурств садится за любимое занятие: он собирает авиамодели.
ЕСЛИ ТЫ НЕ КОМСОМОЛЕЦ, ТЕБЕ НЕБА НЕ ВИДАТЬ!
На счету Александра Владимировича 20 масштабных моделей отечественных и иностранных самолетов, собранных из дерева и металла. А началось его увлечение авиационной техникой еще в детстве.
- Я с детских лет хотел быть летчиком, - говорит авиамоделист, - И это желание живет во мне до сих пор. Когда вижу, что по небу летит самолет - и у меня аж дух захватывает!
В 16-летнем возрасте Александр Владимирович пришел в местный аэроклуб - хотел научиться летать на планере или самолете. Но тамошний начальник оказался слишком идейным, а юному Александру Иванову вступить в комсомол не позволило вероисповедание.
- Мне начальник так сказал: если вы не готовы вступить в комсомол, то мы не готовы вам доверить в руки военную технику, - рассказывает моделист. - Так что мои полеты в небе закончились, не успев начаться:
Александр Владимирович стал водителем сначала рейсового, а потом экскурсионного автобуса. Ну а ближе к пенсии перебрался на работу в центральную подстанцию тульской скорой помощи, и сегодня работает в "неотложке".
НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ В ВОЗДУХЕ - ПРОБУЙ НА ЗЕМЛЕ!
Но после неудачи с поступлением в аэроклуб любовь к самолетам у Александра Иванова не пропала.
- Не получилось в воздухе - получится на земле, так я для себя решил, - говорит моделист. - Мы с моим другом начали строить летающие модели, среди которых был даже дельтаплан.
А потом любовь к небу переросла в любовь к авиамоделям. Сегодня весь участок рядом с частным домом Александра Владимировича напоминает настоящий авиационный музей - в уменьшенном размере, естественно.
- Я делаю модели из всего, что попадется под руку, - говорит Александр Иванов. - В ход идет все: запчасти от автомобилей, дерево, металл, банки от пива. Если где валяется железка - я ее подбираю: на запчасти пригодится.
С такой беспокойной работой у моделиста на один самолет уходит около года, а иногда даже больше. Зато сходство модели и настоящего самолета просто потрясающее!
У моделиста, по его словам, производство не поставлено на поток - к каждой своей работе он относится творчески, не допуская механических подходов и конвейера.
- Я каждый свой самолет делаю с нуля, - говорит Александр Иванов. - И, если что не так - переделываю и доделываю.
За двадцать с лишним лет увлечения авиамоделизмом в арсенале туляка появилось множество раритетных моделей: Ту-16, военно-транспортный Ан-12, бомбардировщик Ту-22, А-50, Ту-22м3, стратегический Ту-95, и даже Мессершмит-109.
ПЫЛЕСОС С КРЫЛЬЯМИ
Свои модели Александр Владимирович не продает - только дарит, и то не всем.
- Как-то предлагали за модель триста долларов, но я отказался, - смеется моделист. - Я же этим не для денег занимаюсь, а для души.
На зиму модели с участка туляк не убирает - они так и стоят под снегом и под дождем.
- Имитирую настоящие нелетные погодные условия! - поясняет Александр.
В планах Александра Владимировича сделать что-то вроде небольшого тульского музея моделей самолетов под открытым небом.
- У меня нет моделей, которыми я особенно горжусь, - говорит Александр Иванов. - Но они, я думаю, все одинаково хороши. Вот где вы, к примеру, сейчас найдете нормальную масштабную модель немецкого "Мессершмита" времен второй мировой войны? А у меня есть - стоит себе в огороде!
Свое увлечение Александр Владимирович бросать не собирается. Сейчас умелец работает над моделью современного передового истребителя Ф-16. А на недоделанный пока Як-18 планирует установить: мотор от пылесоса, чтобы крутились лопасти!
КАК СОБРАТЬ МОДЕЛЬ?
Мастер Александр Иванов делится с читателями "Слободы" своими секретами.
1. Купите и обмеряйте все детали масштабной модели самолета, который вы хотите собрать. После этого умножьте все размеры на соответствующее число: если хотите увеличить масштаб вдвое - на 2, и так далее.
2. Найдите материалы для модели - деревяшки, металл, пластик.
3. Сначала выпилите корпус и детали из дерева, а затем обшейте железом. Неровности грунтуйте и шпаклюйте.
4. Собранная при помощи гвоздей и шурупов модель покрывается нитроэмалью. Самолет готов!
Сергей БИРЮК,
Фото Андрея ВАРЕНКОВА.