1408

Стивен Кинг по тому, насколько много он знает, должен был бы быстро состариться.

Стивен Кинг по тому, насколько много он знает, должен был бы быстро состариться. Его "воз" со значительным вкладом в жанр готических и не очень хорроров "поныне там": по тому, насколько энерго- и денежнозатратны костюмные постановки по сюжетам Гофмана, Калло, Гауфа, или того же Эдгара По, Кинг с его задушевно-надрывным проникновением в самую суть природы ужаса для кинопроизводителей предпочтительней, поскольку современней. (Современность не столь эффектна, но требует меньше вложений и в итоге хорошо продается).

В романтической прозе смысл часто зиждется во встрече двух одиночеств; в психологических драмах или мистико-психологических, как в рассматриваемом варианте, вероятность встречи одиночества с самим собой равна по среднестатистическим раскладам где-то семь к десяти. Интимность переживаний выносится на повестку дня, а последствия ограничены лишь фантазией рассказчика. Страх и ужас универсальны, спровоцировать их можно запросто, особенно если автор - Кинг, (в обязательно хорошем переводе), и если режиссер самолично читал и пугался.

От первоначальной текстовой основы фильм отделяет хронометраж, протанцевавший от небольшого рассказа до длинного формата повести, (примерно из "1408" до "Сияния"). И, что еще важнее, капитальная "перелицовка": авторская правка, превратившая чисто декоративное повествование о трансформациях инфернального номера в обстоятельный трактат про персональный ад. Была архитектурная страшилка, получился лабиринт интеллектуальных самокопаний.

То есть, "ловушка внутри собственной головы", о которой говорится с экрана, символизирует идею фильма в целом. (Никогда прежде словосочетание "неформальная обстановка" не интерпретировалось настолько вызывающе-саркастично). Детали, доставшиеся новой "продолженной" вариации от оригинала, остаются в тени для тех, кто не читал рассказа: "счастливая" гавайская рубашка, брат, в действительности умерший от рака легких, но которого "съели волки", как следует из записи черным по белому. Сигаретка за ухом на "непредвиденный случай".

Администратор отеля у Кинга другой, "с пухленькими ручками", но наличие на этой должности Сэмюэля Л. Джексона можно списать на счет политкорректности. К тому же, "пухленький" админ выглядел бы слишком уютно для фильма заявленного жанра, и это повредило бы кинематографичности. Так что, в конечном счете, ей не вредит ничего. Даже с учетом "театральной" драматургии, где сплошное замкнутое пространство и все остальные, кроме главного героя - аккомпанемент и частности.

В обязательной программе привычные догматы и "гвозди" фирменного кинговского набора: "бу" неожиданности; стандартное решение "отбирания чада", грозящее войти в привычку; мгновенное распознавание бытового элемента на любых уровнях; простейшие манипуляции давления на психику, давно найденные болевые точки, по-прежнему исправно работающие. Настолько исправно, что страшно за режиссера. За придумщика. За зрителей. А вдруг этот фильм не просто поместился в один ряд с лучшими экранизациями маэстро, а уподобился номеру 1408? Что, если у кого-то приключится смерть "от естественных причин" на месте, а у кого-то после осознания внутренних противоречий, от суицида? Полуторачасового вопиющего отчаяния для выброса адреналина хватает с лихвой, саспенс откровенно хичкоковский - не зря же на предплечье водолазного костюма ясно различим поклон корифею в виде упоминания его "психо".

Страшно за Кьюсака - не за его персонажа, живущего на бумаге, а именно за настоящего Кьюсака - что теперь с его головой? Есть в их артистическом цехе умники и умницы, владеющие мастерством перевоплощения в совершенстве, и он в том числе: талантище с тонной непререкаемого профессионализма и личного обаяния. "Синтетический" актер, умудряющийся органично вписываться в контекст любого жанра, внедряться в любое амплуа. Не сыграл он разве что дочку Хоффмана, а жаль. Ему не повезло родиться с внешностью Питта, как Питту не повезло с лицедейским даром Кьюсака, но тут уж каждому свое. И без всякой оглядки на внешность (незаурядную, но на любителя), приходится признать, что Кьюсак запросто вытащит на своих плечах и камео, и долгоиграющий бенефис, и общие планы, и крупные.

Тем более, когда писатель - мастер, режиссер помнит, как спал со светом, и сценарий переписывался конкретно для фильма, чтобы дошло до всех в ассортименте. В результате, ницшеанская тьма, в каковую если вглядываться, она вглядится в тебя, олицетворена в конкретике душераздирающей "банальности" ада, который всегда по фактологии интересней добра. И кинематографичнее. Штучное зрелище, где для всего свое место и все на своих местах. Браво.

Екатерина Русанова
http://www.kinopoisk.ru/

Все новинки кино в интернет-магазине Купи в Туле .(проспект Ленина 108) «на правах рекламы»

Смотрите в кинотеатрах Тулы

26 июля 2007, в 09:44
Другие статьи по темам

Главные тульские новости за день от Myslo.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день